Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Ашкеназы
Ашкеназийские евреи
(יהודי אשכנז)
Самоназвание

аид м.ч. идн идиш אידן

Современный ареал расселения и численность

Всего: 8-11.2 миллиона
 США
 Израиль
 Европейский союз

Язык

идиш
в обиходе используются местные языки — русский; польский; английский; иврит и другие

Религия

иудаизм

Расовый тип

Европеоиды

Входит в

Евреи

Этнические группы

литваки; польские евреи; украинские евреи; немецкие евреи и т.д.

Происхождение

Евреи

Расселения ашкеназов в Центральной Европе (1881)

Ашкена́зы (ивр. אשכנזים‎, ашкенази́м; ед. ч. ашкенази́) — субэтническая группа евреев, сформированная в Центральной Европе в эпоху Раннего Средневековья. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш.

Термин происходит от слова «Ашкеназ» — семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука Иафета. Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около половины евреев Израиля. Традиционно противопоставляются сефардам — субэтнической группе евреев, оформившейся в средневековой Испании.

Содержание

Происхождение и история

На берегах Рейна

Поскольку ашкеназы — это традиционно германоязычные европейские евреи, то их историю следует начинать с появления евреев на берегах Рейна, который в Античности служил границей между Римом и германскими племенами. Приход евреев на эти земли связан с расширением Римской империи, поглотившей в I веке Иудею. Еврейские общины широко распространяются по городам Империи. Уже в I веке еврейские общины появляются к северу от Альп в Галлии. В 321 году в Кёльне существовала еврейская община[1]. Однако эта группа евреев скорее была романиотами и еще не могла считаться настоящими ашкеназами поскольку идиш к тому времени еще не сформировался, а разговорным языком Империи была латынь. Возможно эта группа евреев была изгнана из Франции (Галлии) королем Дагобертом в VII веке[2]

В 801 году упоминается имя Ицхака, жившего в столице Франкского государства городе Ахен. Его называют «праотцом ашкеназских евреев»[3]. Карл Великий поручает ему организацию посольства к арабскому халифу Харуну аль-Рашиду. Очевидно, это успешное предприятие способствовало тому, что уже к 960 году ашкеназийские общины уже глубоко укоренились по берегам Рейна. История сохранила имя раввина Майнца тех лет — Гершом бен Иегуда, которому приписывают запрет полигамии. В Германии создаются многие центры иудаизма (Вормс, Шпайер, Страсбур) и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский (идиш). В составе Священной Римской империи германской нации германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционный поток итальянских иудеев живших со времён Римской республики на Аппенинском полуострове. Существует также версия, что на своеобразие ашкеназов повлияли хазарские евреи, мигрировавшие в Западную Европу в X веке после разгрома Хазарии[4]. Существовали даже попытки вывести происхождение ашкеназийских евреев от хазар, однако они не получили распространения, поскольку еврейские общины на берегах Рейна образовались раньше падения Хазарии.

В эпоху Крестовых походов (c XI века) начинается рост напряженности между евреями и местным населением, подогреваемый распространением кровавого навета. В XIII веке евреям предписывается носить отличительные знаки (желтую шестиконечную звезду Давида) и селиться в определенных местах (гетто). Кое-где они изгоняются из страны. Так, евреи были изгнаны из Англии в 1290 году[5]. Среди известных лидеров ашкеназов этого периода называется Меир из Ротенбурга.

Генетические исследования показывают общность происхождения ашкеназов от относительно небольшой, замкнутой еврейской группы, что, в силу эффекта бутылочного горлышка (оценочно, как раз около IX-X в.) и дрейфа генов оказало сильное влияние на их генофонд. Среди ашкеназов заметно повышен риск целого ряда генетических заболеваний, что вынуждает массово проводить генетические тесты. Так, доля носителей мутации болезни Тея — Сакса в их среде достигает 3 %, что превышает среднее значение на порядок и является одной из наблюдаемых причин детской смертности.[6][7][8][9][10][11]

Польская родина

В XIII веке невыносимые условия жизни для евреев в Западной Европе контрастировали с благожелательностью к ним польских королей. Первая грамота, защищающая права евреев на территории Польши, была подписана королем Болеславом в 1264 году[12]. Привилегии евреев были расширены королем Казимиром III. Относительно «тепличные» условия привели к тому, что ашкеназы на некоторое время почувствовали себя в Польше как дома. Численность евреев росла и они образовывали общины не только в крупных торговых центрах страны, но и в небольших «местечках» на востоке страны, где они служили своеобразной прослойкой между польской шляхтой и местным православным населением. К XVI веку численность евреев в Польше составляла 80 % евреев всего мира[13]) и возникла потребность в координации действий отдельных общин: появились кагалы и главные раввины. В это время строятся каменные синагоги в Гродно (Большая хоральная синагога) и Львове (Золотая Роза). В Кракове рождается великий иудейский богослов Махарша.

В XVII веке разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей. Восстание Хмельницкого привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. Также это усилило мистические настроения среди евреев и привело к зарождению хасидизма, центрами которого стали Белз[14], Бердичев, Брацлав[15], Любавичи[16], Меджибож и Чернобыль[17]. Основателем хасидизма считается Баал-Шемтов. В XVIII веке во Львове появилась первая хасидская синагога Бейт Хасидим. Центром сопротивления хасидизму на основе сохранения традиционного иудаизма стали еврейские общины Литвы (Миснагдим), а Вильнюс благодаря деятельности Виленского Гаона получил даже прозвище литовского Иерусалима[18].

К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция, либо населялись сефардами, как Нидерланды и Англия. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после Тридцатилетней войны открыла польским ашкеназам дорогу на запад.

Тем не менее, численность евреев на территории Польши продолжала расти и к 1831 году превысила 430 тыс. человек, а к началу XX века достигла отметки в 1.7 млн человек[19]. Свыше 90 % евреев проживало в городах и принимало активное участие в предпринимательской деятельности. Непоправимый удар по еврейству в Польше нанесли немецкие оккупационные власти в годы Второй мировой войны. Численность евреев сократилась за годы войны в 10 раз с 3 млн до 300 тыс. человек[20]

Современная история

Разделы Речи Посполитой и эпоха Просвещения в XVIII веке привели к тому, что Западная Европа вновь обрела привлекательность в глазах ашкеназов. В Германии отношение к евреям смягчается и появляется феномен Хаскала (еврейского просвещения), инициированного Мозесом Мендельсоном. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический антисемитизм и массовая эмиграция ашкеназов в Новый Свет, в том числе из России, где до начала XX века существовала черта оседлости и под чью власть евреи попали после разделов Польши. Самым известным российским городом со значительным еврейским населением была Одесса[21].

Национальное движение XIX века привели к появлению сионизма, основателем которого был Теодор Герцль. В 1897 году в Базеле собирается Всемирный сионистский конгресс, который провозгласил курс на создание национального еврейского государства на территории исторической родины в Палестине.

Активное участие евреев в революционных движениях в начале XX века вызвало новую волну антисемитизма во время прихода к власти в Германии крайне антисемитской национал-социалистической партии во главе с Гитлером. В 1938 году по Германии прокатился еврейский погром, получивший название Хрустальной ночи. Под антисемитскими лозунгами была развязана Вторая мировая война, которая сопровождалась этническими чистками евреев (Холокост) на оккупированных Германией территориях.

После войны ашкенази инициировали создание государства Израиль в 1948 году, на основе которого стала формироваться ивритоязычная нация израильтян. Тем не менее, некоторые ашкенази сохраняют свое своеобразие и в Израиле[22].

Ашкеназийский извод древнееврейского языка

Существует так называемый ашкеназийский изводдиалект — древнееврейского языка (лошн-койдэш), отличающийся от сефардского извода и современного иврита произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. В устной речи используется для чтения Торы и молитв в ашкеназийских синагогах.

См. также

Примечания

  1. Еврейский квартал в Кельне
  2. ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ НА ЕВРЕЕВ
  3. Идиш и идишкайт
  4. Иудео-хазарское царство и древняя Русь
  5. Евреи в средневековой Европе
  6. [1]
  7. http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-15563
  8. [2]
  9. [3]
  10. [4]
  11. [5]
  12. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.)
  13. Еврейская карта мира: Польша
  14. Иудаизм. Святыни белзских хасидов
  15. О Брацлавском хасидизме
  16. Любавичи. Место, где общаются с Богом…
  17. Чернобыль — место паломничества евреев хасидов со всего мира
  18. Вильнюс — Литовский Иерусалим
  19. Польша
  20. Судьба евреев в Европе
  21. История еврейской общины Одессы
  22. Обыкновенный расизм

Литература

Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97. PMID 16404693

Ссылки

  • Ашкеназы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • О евреях-ашкенази и стране Ашкеназ
  • Генетика групп евреев
  • От Карла Великого до идишкайта и Холокоста: опыт цивилизационной истории. Рецензия на книгу «Тысяча лет культуры ашкеназов».
  • Ашкеназийская революция
  • Евреи и Эволюция
  • Происхождение евреев выяснили ученые


Ашкеназы.