Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Евхаристия

Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран, англикан — Таинство, при котором по вероучению большинства христианских церквей христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Совершение его составляет у православных, католиков, дохалкидонитов, лютеран, англикан, старокатоликов и некоторых других конфессий основу главного христианского богослужения: Литургии.

Содержание

Богословское значение Евхаристии

Согласно Евангелию, Евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).

Согласно учению святых отцов, Евхаристия — это «таинство таинств». Причащение есть реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний»[1].

В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий ставил таинство евхаристии выше таинства крещения:

Тело Христово питает телесно, чистотой же благодаря единению с Божественной природой очищает и освящает, доставляя нам достаточную духовную пищу; питаемые так, мы прекрасно восходим к духовному совершенству и здравию... О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения: тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности.[2]

Св. Иоанн Дамаскин пишет о том, что люди, в отличие от святых ангелов, благодаря Евхаристии причаствуются не только общей энергии Троицы, но и обоженному («божественному») человеческому естеству Одного из Троицы (то есть Христа):

Исповедь перед причащением
Ангелы стали участниками и сделались общниками не естества божественного, но — действия (энергии) и благодати; из людей же, те бывают участниками и делаются общниками божественного естества, которые принимают Святое Тело Христово и пьют Его Кровь. Ибо [Тело и Кровь] соединены с божеством по ипостаси; и два естества в принимаемом нами Теле Христовом соединены в ипостаси неразрывно; и мы бываем причастниками двух природ: Тела — телесно, Божества — духовно, скорее же, обеих обоюдно. Не по ипостаси мы — одно и то же [что и Спаситель] (ибо сначала существуем ипостасно и потом [только] вступаем [с Ним] в единение), но по соединению с Телом и Кровью[3]

Евхаристия — это «таинственное жертвоприношение», по выражению патриарха Германа (VIII век) (PG, 98. 420 А). Это — благодарственная (отсюда и название «евхаристия», что значит «благодарение») жертва Богу. Священник во время богослужения «мысленно созерцает небесную службу» (PG, 98,49 °C), а «мы, — указывает патриарх Герман, — уже не на земле, а на Небе предстоим царскому престолу Бога» (там же, 441 А). Земная литургия в Евхаристии перерастает в небесную и совершается одновременно «как горе, так и долу» (PG,155,АВ).

Константинопольский собор 1157 года анафематствует всех, кто толкует слова «сие творите в Моё воспоминание» как образное принесение Жертвы, а не само принесение Жертвы:

3. Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: «сие творите в Мое воспоминание», но не понимающим правильно слова «воспоминание» и дерзающим говорить, что оно (т.е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды.[4]

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о причащении пишет следующее[5]:

Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении.

Между различными христианскими конфессиями есть ряд вероучительных отличий в понимании Евхаристии (в евхаристологии) и в практическом осуществлении.

Условие совершения таинства Евхаристии

В Православной Церкви, в Католической Церкви, в дохалкидонских (Армянской, Коптской, Сиро-Яковитской, Эфиопской, Эритрейской, Маланкарской) Церквах, в Ассирийской Церкви Востока, в Англиканской Церкви, у старокатоликов таинство Евхаристии может совершить только епископ или священник по его поручению.

Таинство совершается в храме. И лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма. Согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников. В поместной традиции Русской православной церкви мощи с 1655 года зашиваются также в антиминсы, что даёт возможность служить Литургию вне храма. В Католической церкви после Второго Ватиканского собора положение мощей на алтарный камень является необязательным.

Пресуществление

По учению Католической и «дохалкидонских» (Древневосточных) Церквей в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы. По учению Православной Церкви, в Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы. «В то время как исторические Церкви — Православная, Римско-Католическая и дохалкидонские — исповедуют реальное пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, протестантские Церкви, при всём разнообразии их евхаристических доктрин, отрицают субстанциальный, вещественный характер присутствия Тела и Крови под видами хлеба и вина»[6][7].

Термин «пресуществление» (metousiosis) утверждён Православной Церковью на многочисленных Соборах: в 1638 году, в 1642 году, в 1672 году в Константинополе, в 1672 году в Иерусалиме и особенно в 1691 году, — где все, отрицающие термин «пресуществление» предаются строгим анафемам и даже вечным проклятиям. Наряду с этими постановлениями соборов все же надо понимать, что под термином «пресуществление» в православии понимается учение, которое выражается термином «претворение» (или преложение), которое имеет отличия от учения Католической церкви и протестантских деноминаций[8]

В Католической Церкви учение о «трансубстанации» (transsubstantiatio) или «пресуществлении» хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа окончательно сформировалось в трудах Фомы Аквинского. Согласно ему, во время Евхаристической молитвы сущность (субстанция) хлеба и вина пресуществляется в сущность Тела и Крови Христовых, в то время как доступные для органов чувств свойства хлеба и вина (акциденции) остаются неизменными[9].

Ассирийская Церковь Востока, лютеране, англикане и кальвинисты не признают пресуществления. Эти конфессии по-разному допускают лишь «соприсутствие» Тела и Крови Христовых с сущностью хлеба и сущностью вина. По их учению, вкушающие евхаристический хлеб и вино приобщаются действительных Тела и Крови Христовых, а также сущности хлеба и вина, которые не исчезают, но сохраняются и служат символами Тела и Крови.

Христианские вероисповедания, возникшие в более поздний реформационный период церкви (анабаптисты, баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники, харизматы и др.) не признают пресуществления хлеба и вина в буквальные Плоть и Кровь Христа, а также не признают соприсутствие физического Тела Христова с хлебом и физической Крови Христовой с вином, но учат воспринимать в вине и хлебе во время причастия только символы и образы Тела и Крови Иисуса Христа, и, вкушая их, верою мысленно переживать голгофские страдания Иисуса Христа.

Тайноустановительные слова и эпиклеза

В православии, в соответствии со структурой византийского евхаристического канона, традиционно принято отмечать тайносовершительную значимость не «установительных слов», а следующей за ними эпиклезы (греч. Έπίκλησις), то есть призывания Святого Духа на молящихся и на Святые Дары, заканчивающегося троекратным «Аминь» диакона.[10][11]. В «Пространном катехизисе» митрополита Филарета подчёркивается важность обоих моментов:

335. Каково важнейшее действие литургии верных?

Важнейшим действием литургии верных является произнесение слов, сказанных Иисусом Христом при установлении Таинства: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета… (Мф. 26:26-28); и затем — призывание Святого Духа и благословение Даров, т.е. принесённого хлеба и вина.

Католическая церковь латинского обряда центральное место отводит не столько эпиклезе, сколько тайноустановительным словам Иисуса Христа, которые трактуются как тайносовершительные. Согласно Катехизису Католической церкви, Евхаристия происходит благодаря действенности слова Христова и действию Святого Духа.[9]

Вещества Таинства

Для Евхаристии у православных, коптов, сиро-яковитов и в Ассирийской церкви Востока используется квасной хлеб — просфоры. В православии византийской традиции вино после пресуществления в Кровь Христову обязательно разбавляется горячей водой («теплотой», «зеоном»). Квасной хлеб и «теплота» в Православной Церкви символизируют всецелую обо́женность человеческой природы Христа на протяжении всего Его земного «домостроительства нашего спасения»: с воплощения, на кресте, в смерти, в воскресении, в вознесении.

Св. Симеон Солунский писал об этом так:[12]

Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа.

В православных приходах западного обряда используется пресный хлеб (опреснок).

У католиков латинского обряда используется пресный хлеб (гостия), а у католиков восточных обрядов используется квасной хлеб. Причащение мирян под двумя видами у католиков стало возможным после Второго Ватиканского Собора.

В Армянской церкви, Маронитской церкви и Халдейской католической церкви), а также у лютеран, англикан, старокатоликов используется для причастия только пресный хлеб.

Евхаристия в различных конфессиях

В православии

Причастие в Православной церкви

Как было сказано выше, в православии, в соответствии со структурой византийского евхаристического канона, традиционно принято отмечать тайносовершительную значимость не «установительных слов», а следующей за ними эпиклезы.

В православии считается, что христиане должны причащаться как можно чаще, с 8-го дня своей жизни (дня крещения, которое, в случае угрозы жизни младенца, может уже быть хоть в первый день), и до самого последнего дня (дня телесной смерти).

Преподобный Никодим Святогорец выступал за то, чтобы миряне, также, как и священники, причащались за каждой литургией, на которой они присутствуют. Он стремился возродить древнюю практику, при которой христиане причащались каждый день.

В католицизме

Причащение новобрачных в Католической церкви

Католическая церковь учит, что Христос реально присутствует под каждым видом в каждой частице Святых Даров[13], поэтому считает, что причащаясь как под одним видом (только Хлебом) так и под двумя (Хлебом и Вином) человек причащается Христу во всей полноте. На этом учении базировалась средневековая церковная практика о причастии мирян под одним видом, а священнослужителей под двумя. Конституция Второго Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium разрешила причастие под двумя видами и мирянам[14]. В современной литургической практике Католической церкви применяются оба способа причащения мирян в зависимости от постановления местной Конференции католических епископов и условий для совершения Евхаристии. Первое причастие в латинском обряде традиционно совершается в возрасте 7-12 лет и проводится с особой торжественностью.

В католичестве существует ряд внелитургических видов почитания Святых Даров, в которые пресуществляются хлеб и вино в евхаристии. Одним из них является адорация — выставление Святых Даров в дароносице специального вида (монстрация) для поклонения и молитвы перед ними. В четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы отмечается Праздник Тела и Крови Христовых (лат. Corpus Christi - Тело Христово), во время которого совершаются торжественные процессии со Святыми Дарами по улицам городов.

Древневосточные церкви

Причащение в армянской церкви

В Армянской церкви при совершении евхаристии используется пресный хлеб. Вино, при совершении таинства, используется цельное, не разбавленное водой.

При причащении верующих освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся.

В лютеранстве

Лютеране верят, что Евхаристия «это содержащиеся в хлебе и вине истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны есть и пить, по установлению Самого Христа»[15]. Таким образом, причастник принимает элементы как хлеба и вина, так и истиных Тела и Крови Самого Христа. Причастие принимается всеми верующими в двух видах: Тела (хлеб) и Крови (вино). Большинство лютеран отрицают сохранение Тела и Крови в хлебе и вине после окончания Евхаристии. Однако некоторые церкви считают, что освященные хлеб и вино сохраняют элементы Тела и крови Христа.

В лютеранской литургии при отправления Таинства Святого Причастия особое внимание уделяется словам установления святого причастия. «Господь наш Иисус Христос в ту ночь, когда Его предали, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и, раздав ученикам, сказал: примите и ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие совершайте в мое воспоминание. Также взял Он чашу и возблагодарив, подал им и сказал: примите и пейте из нее все. Сия чаша есть новый завет в Крови Моей, за вас изливаемой во оставление грехов. Когда только будете пить сие, совершайте это в мое воспоминание»[16]. Поэтому лютеране верят, что именно тот принимает Причастие правильно и достойно, кто верует в эти слова: «за вас предаваемое» и «за вас изливаемое во оставление грехов».

В Евангелическо-лютеранской Церкви вслед за Католической традицией используется для причастия только пресный хлеб. К причастию допускаются только члены церкви, прошедшие конфирмацию.

В других церковных направлениях

Некоторые ветви протестантских Церквей [источник не указан 1176 дней] указывают на то, что сила Церкви была во времена Апостолов, а потому следует отказаться от привнесенных позже традиций и вернуться к апостольскому пути церковной жизни. В Деяниях Святых Апостолов указывается, что первые ученики «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца»  (Деян.2:46). По данным раннехристианских памятников[17] Евхаристия в древности часто соединялась с агапой («вечерей любви»), то есть братской трапезой.

Описание такого порядка усматривают в первом послании к коринфянам св. апостола Павла:

Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю [δειπνον] Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу [δειπνον, правильный перевод: вечерю, т.е. «Вечере Господней» противопоставляется «своя»], так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
(1Кор.11:20-22)

Однако не исключено и метафорическое понимание этих слов, равно как и продолжения мысли апостола: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение»  (1Кор.11:33-34). Под «всяким» могли иметься в виду различные группировки в коринфской церкви — ««я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»»  (1Кор.1:12), — каждая из которых стремилась иметь собственную Вечерю: «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (σχίσματα)»  (1Кор.11:18).

Так или иначе, Вечеря Господня рассматривается здесь не только как таинство причастия к божественной природе через вкушение Тела Христова, но прежде всего как акт воссоединения, актуализации Церкви как Тела Христова: «Когда вы собираетесь в Церковь…»  (1Кор.11:18)[18]. Поэтому необходимым её условием является единство верующих — членов единого Тела. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»  (1Кор.10:16-17). «И вы - тело Христово, а порознь - члены»  (1Кор.12:27).

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы считают, что вечером 14 нисана 33 года н. э. Иисус учредил «Вечерю Господню». Он только что закончил праздновать с учениками еврейскую Пасху, поэтому, по их мнению, дата известна точно. Исходя из этой даты свидетели Иеговы могут отмечать это событие каждый год в соответствующий день, подобно тому как отмечается еврейская Пасха.[19][20][21][22]

Нехристианские версии происхождения Евхаристии

Обычай поедания человеческого мяса в анимизме был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходят к поедающему. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди. Поэтому воплощенный бог или его жрец, а также царь, у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти еще в полной силе в души других смертных. Позже съедание бога заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба.[23]

Некоторые западные учёные связывают происхождение христианской евхаристии с древними обрядами ритуально-магического каннибализма (теофагия)[24]. Под влиянием мифологической школы подобная точка зрения присутствует в БСЭ[25]. Согласно БСЭ в той или иной форме эти представления вошли во многие религии (митраизм, христианство[26]).

Ранние христиане подвергались гонениям со стороны властей Римской империи из-за некоторой схожести обряда евхаристии с ритуальным каннибализмом[27].

См. также

Примечания

  1. PG, 155, 300 В
  2. О таинственном Теле Господа нашего Иисуса Христа // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. — СПб., 2007. — С. 279
  3. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. — СПб., 1893, рСТСЛ, 1993. — С. 108
  4. Томос и определения Константинопольского Собора 1157 г. // Успенский Ф. И. «Синодик». — С. 428–431. Цит. по Павел Черемухин «Константинопольский собор 1157 г. и Николай еп. Мефонский». // Богословские труды. Сб. 1. — М., 1960.
  5. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. — Изд-во Оранта. 2010. — С. 5.
  6. Заключение Синодальной Богословской Комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2–9. 11. 2006)
  7. <Евхаристия> // Patriarchia.ru, 15 марта 2006 г.
  8. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений // Анафора. Опыт историко-литургического анализа. Богословские труды. Сб. 13. — М., 1975. — С. 125-147.
  9. ↑ Катехизис Католической Церкви. Компендиум. — Культурный центр «Духовная библиотека, 2007 ISBN 5-94270-048-6»
  10. Отдел второй. Объяснение Литургии (Практические указания и богословское истолкование) Составные части Литургии Έπίκλησις (Молитва призывания Святого Духа) Происхождение молитвы эпиклезы // Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). – М.: Храм свв. бесср. Космы и Домиана на Маросейке, 1999.
  11. Развитие византийской Литургии // John XXIII Lectures. Vol. I. 1965. Byzantine Christian Heritage. — New York (Bronx), N. Y.:John XXIII Center For Eastern Christian Studies. Fordham University, 1966.
  12. Литургика / Под ред. Лавр (Шкурла), архиеп. - Джорданвилль : Свято-Троицкий м-рь, 2000. - 525 с.
  13. «Евхаристия» // Католическая энциклопедия. Т.1 . М.:Изд. францисканцев, 2002. — С. 1782
  14. Sacrosanctum Concilium. &55 // Документы II Ватиканского собора. / Пер. Андрея Коваля. — М.: Паолине, 1998 г.589 с.
  15. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера, Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. — СПб: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,2
  16. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера, Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. — СПб: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,4
  17. Соколов П.Н. Агапы, или вечери любви, в древнехристианском мире. — М. : Даръ : СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2011. — 254 с.
  18. Евхаристия: Таинство Царства. — М., 1992.
  19. Свидетели Иеговы// Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 197 с.
  20. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.:Христианская библиотека, 2006. — С.165—166, С.174 ISBN 5-88213-050-6
  21. О людях, никогда не расстающихся с Библией. — М.: Республика, 1999. — 270 с. — ISBN 5728701760
  22. Гордиенко Н. С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 2000
  23. Каннибализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Symbols of Jesus: a Christology of symbolic engagement. — Cambridge: Cambridge University Press. 2001. — P. 64
    • Shirley Lindenbaum. Thinking About Cannibalism. // Annual Review of Anthropology. — Vol. 33. — 475—498 p.
    • Lewis. I. M. Religion in context: cults and charisma.
    • Marc Shell (англ.)русск. Children of the Earth: Literature, Politics, and Nationhood. — Oxford University Press, 1994
    • Arthur C. Lehmann, James Edward. Magic, Witchcraft, and Religion: An Anthropological Study of the Supernatural. — Mayfield Pub. Co., 1989 - 482 p.
    • Carlos Jauregui (Cannibalism, the Eucharist, and Criollo Subjects. // Creole Subjects in the Colonial
    Americas: Empires, Texts, Identities Ralph Bauer and Jose Antonio Mazzotti (eds.), (forthcoming with Omohundro Institute of Early American History and Culture at the College of William and Mary in Colonial Williamsburg, University of North Carolina Press, 2007. — P. 23
    • Francis Barker, Peter Hulme,Margaret Iversen. Cannibalism and the colonial world. — Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 324 p.
    • Francisco J. Cevallos Candau. Coded encounters: writing, gender, and ethnicity in colonial Latin America.. — University of Massachusetts Press, 1994 - Всего страниц: 298
  24. Людоедство // Большая советская энциклопедия, издание 2-е. — С. 540
  25. Причащение // Большая советская энциклопедия, издание 2-е. — С. 551
  26. Human Sacrifice. // Britannica Encyclopedia of World Religions

Литература

  • Диак. Михаил Желтов, А. А. Ткаченко, П. Б. Михайлов, В. В. Петров Евхаристия. Часть I // Православная энциклопедия. Том XVII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — С. 533-615. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1
  • Диак. Михаил Желтов, М. М. Бернацкий, П. В. Ермилов, А. А. Ткаченко, Н. В. Квливидзе Евхаристия. Часть II // Православная энциклопедия. Том XVII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — С. 615-696. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1
  • Архимандрит Киприан (Керн) Евхаристия
  • Symbols of Jesus: a Christology of symbolic engagement

Ссылки

  • Статья 3 «Таинство Евхаристии» главы первой второго раздела части второй Катехизиса Католической Церкви
  • Сеть евхаристического поклонения
  • Круглый стол о подготовке к Причастию
  • Причастие — радостная весть для плоти.
  • [1] [2] Понимание Таинства Евхаристии в Католицизме. Мнение православного священника. Аудиолекции в формате mp3.
  • В Комиссии по церковной социальной деятельности состоялось собрание больничных священников.

Евхаристия.