Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Единоверие
Бывший единоверческий храм свт. Николы на Рогожском кладбище (ныне принадлежит РПЦ)

Единове́рие (другие самоназвания — «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Возникло в конце XVIII века, регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина).

Содержание

История единоверия

Возможность сохранения дореформенного чина в богослужении была подтверждена самим инициатором церковных новшеств — Патриархом Никоном. После воссоединения с господствующей церковью старообрядца Григория (Иоанна) Неронова ему было позволено совершать службы по старопечатным книгам. Сам же Никон после отхода от патриаршей власти напечатал в 1658 году в Иверском монастыре Часослов в котором употреблялись сохраняемые старообрядцами сугубая аллилуия и дореформенный текст Символа Веры.

В период конца XVIIXVIII веков единичные случаи присоединения к господствующей церкви старообрядческих общин с сохранением ими древних богослужебных чинов происходили во многих местах и были дозволяемы местными архиереями: митрополитом Суздальским Иларионом, архиепископом Новгородским Димитрием (Сеченовым), епископом Псковским Гедеоном (Криновским), архиепископом Астраханским и Ставропольским Никифором (Феотоки).

Деятельность инока Никодима

Церковь св. Симеона Столпника в Нижегородском Кремле (единоверческая с 1844, разрушена)

В связи с вымиранием священников дореформенного поставления положение старообрядцев, приемлющих священство (поповцев), делалось всё более и более затруднительным, ввиду чего в конце XVIII века возникло сильное течение на поиск компромиссов с господствующей церковью. Одним из инициаторов этого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря на р. Каменке в Стародубье (Черниговская губерния) инок Никодим. В 1781 году по совету графа Румянцева Задунайского через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) Никодим направил в Санкт-Петербург письмо с изложением своего видения проблемы. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку. Имея согласие 1500 старообрядцев, инок Никодим в 1783 году изложил в 12 пунктах в прошении на имя Императрицы и Святейшего Синода условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью.

Главных условий было несколько:

  • а) чтобы были отменены клятвы прежних русских соборов на старые обряды;
  • б) чтобы старообрядцам был дарован хорепископ, находящийся в зависимости непосредственно от Святейшего Синода;
  • в) чтобы этот епископ поставлял для них священников и все богослужения совершались по старому, дониконовскому чиноположению;
  • г) чтобы святым миром их снабжал Святейший Синод;
  • д) чтобы всей пастве этого хорепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья.

Неожиданная кончина 12 мая 1784 года инока Никодима несколько затормозила, но не остановила процесс. Единомысленные с иноком Никодимом стародубские старообрядцы подали в 1787 году новое прошение, но уже из 10 пунктов в котором не было упоминания об отдельном хорепископе: просили лишь священников, которые были присланы в 1788 году.

Церковь Введения (зимняя) в Лефортове, ранее принадлежавшая введенским единоверцам

Новым вдохновителем идей «новоблагословенного согласия» после инока Никодима стал протопоп Андрей Иоаннов, сам обратившийся из старообрядчества в единоверие, он стал известен как автор первого после «Розыска» Димитрия Ростовского систематического труда «Историческое известие о раскольниках», составленного на основании редких первоисточников.

Из Стародубья движение за единоверие стало распространяться широко по стране: в 1788 году появился приход в Елизаветграде; в 1791 году — в Троицкой слободе на р. Днестре; в 1794 году — в Перми; в 1797 году — в Казани; в 1798 году — в г. Александрии, Иркутской губернии, в Твери, Торжке, Тверской губернии, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и, наконец, в 1800 году — в Москве. С 1787 году в 30 верстах от Херсона действовал также единоверческий монастырь.

Единоверие в 1800 году

Церковь Троицы (летняя) в Лефортово (1819), ранее принадлежавшая введенским единоверцам
Единоверческий храм свт. Иоанна Златоустого в Туле
Всехсвятский женский единоверческий монастырь (Москва)

По предшествующим 1800 году просьбам старообрядцев отношения и положение соединенно-старообрядческих церквей в границах Русской православной церкви не были регламентированы в подробностях и предоставлялись на усмотрение местного епископа. В мае 1799 года московские старообрядцы, потерпев неудачу при переговорах с митрополитом Платоном (Левшиным), обратились с просьбой лично к императору, в которой ходатайствовали о даровании отдельного епископа с местопребыванием в Рогожской слободе. По мысли просителей данный епископ должен был бы управлять всеми присоединившимися к Русской церкви старообрядцами.

3 июня 1799 года император издал указ, по которому предписывал управлять делами московских старообрядцев архиепископу Казанскому Амвросию (Подобедову). Последний высказал ряд требований (поминовение на Великом входе царя, Синода и правящего архиерея) выполнить которые старообрядцы отказались. Новый императорский указ от 22 августа 1799 года предписывал прекратить с московскими старообрядцами всякие отношения. Жесткая линия Павла I заставила старообрядцев Москвы вновь искать сближения, но уже на ограниченных митрополитом Платоном (Левшиным) условиях. Позже, на основании «ходатайства о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских, единоверие, как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью», было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года.

Единоверие в XIX веке

8 августа 1832 года было издано постановление Святейшего Синода, которое облегчало переход в единоверие т. н. «незаписным старообрядцам», но это не меняло общего прохладного отношения иерархов Русской православной церкви к идее единоверия. Большинство архиереев придерживались взгляда на единоверие по которому оно допускалось в смысле «благой надежды, что старообрядцы-единоверцы со временем просветятся Богом и ни в чем в не разнствующее с Церковью приидут согласие». Такой позиции придерживались: митрополит Платон (Левшин), митрополит Московский (позже Санкт-Петербургский) Серафим (Глаголевский), архиепископ Рязанский Филарет (Амфитеатров), митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Единоверие в XX веке

В 1906-1907 годах IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов. Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв.

В 1910 году в Москве собрался I Всероссийский единоверческий съезд, собравший более сотни депутатов от клириков и мирян. Представителем от Синода на съезде единоверцев был архиепископ Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский).

С 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге состоялся II Всероссийский единоверческий съезд председательствовал на котором архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). На повестке дня работы съезда были: пересмотр правил единоверия; вопросы богослужения в единоверческих церквах; вопросы, касавшиеся организации общества единоверцев и общего управления единоверием в России; вопрос о клятвах московских Соборов XVII века; проблема привлечения в лоно Православной Церкви старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий. 31 января 1912 года группа депутатов съезда была принята Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев — «православными старообрядцами».

К 1918 году на территории Российской империи действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.

Бывшая единоверческая Вознесенская церковь в Новопокровском (Кинешемский р-н)

Поместный Собор 1917-1918 годов утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, имеющих статус викарных:

Постановление («Деяние») Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 10 (23) апреля 1929 года признало равноспасительность старого обряда, снимало клятвы со староверов и признаются недействительными постановления Большого московского собора 1666-1667 годов. Это Постановление было подтверждено Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность не только единоверия, но и старообрядчества православию: «Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, Собор, повторимся ещё раз, дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.

В советское время не закрытыми оказались только 3 единоверческих прихода (с. Малое Мурашкино, в Латвии и Кировоградской епархи Украины). Последним храмом московских единоверцев до 1960-х гг. была Никольская церковь на Рогожском кладбище, после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма (прекратились в 1988).

После краха коммунистической системы единоверие в РПЦ начало возрождаться в несколько ином виде — инициатива создания приходов идёт снизу, представляя своего рода «внутреннюю эмиграцию» в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений Никона и представляют из себя консервативную часть РПЦ (достаточно часто современные единоверцы не имеют прямой преемственности от прежних).

Статистика

В 1903 году из старообрядческого раскола присоединилось к Церкви 10 213 человек (из них 2 461 на основах единоверия), а в 1904 году присоединилось 9 179 человек (из них 2 298 на правах единоверия).

На 1 января 1908 года числилось 444 407 человек единоверцев при том, что в епархиях Благовещенской, Владивостокской, Гродненской, Минской, Смоленской, Финляндской и Ярославской единоверцев не было вообще, а Иркутская, Туркестанская, Херсонская, Холмская и Грузинский экзархат сведения в Святейший Синод не предоставили.

Наибольшее количество единоверцев на 1908 год проживало: в Оренбургской епархии — 89 307, Пермской — 52 308, Екатеренбургской — 51 701 и Томской — 45 233.

Года 1904 1905 1906 1907 1908
Количество храмов 398 386 385 415
Число единоверцев 444 407

Современное состояние единоверия

Бывшая единоверческая Никольская церковь в селе Большое Мурашкино (ныне храм РПСЦ)

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:

«Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…»[1]

В структуре РПЦЗ на территории США существовует специальная викарная единоверческая кафедра. Долгое время единоверцами в Америке управлял епископ Ирийский Даниил (Александров). В 2008 году в РПЦЗ был рукоположён единоверческий епископ Иоанн (Берзинь).

В 2000 году Русская православная церковь отметила 200-летие учреждения Единоверия.[2] На юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на то, что древние русские чины и обряды составляют «общее сокровище» всей Церкви.

Единоверческие общины

В России единоверческие общины организационно подчиняются управляющим епархий Русской Православной Церкви. По количеству приверженцев это направление старообрядчества очень малочислено.

  • Церковь Святителя Николы в Студенцах, Москва, игумен Петр (Васильев)
  • Часовня Никольской церкви, Санкт-Петербург, иерей Петр Чубаров
  • Часовня Тихвинской иконы Божией Матери, пос. Павлово-на-Неве, Ленинградская область, иерей Сергий Чиж
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери, Иваново
  • Михайло-Архенгельская церковь, Екатеринбург, священник Сергий Комаров[3]
  • Храм святителя Николы Чудотворца, Нижний Тагил, иерей Леонтий Колмогоров
  • Покровская церковь, село Малое Мурашкино, Большемурашкинский район Нижегородской области, священноинок Сергий (Гапонов).[4]

Михайло-Архангельская единоверческая община (Михайловская слобода)[5] издает журнал «Светлояр».[6]

Единоверческие монастыри

К 1917 году было 9 мужских, 9 женских единоверческих монастырей и одна женская община[7]. В конце 1900-х годов в них насчитывалось около 90 монахов и около 170 монахинь, более 170 послушников и более 480 послушниц[8]. В годы советских репрессий против религии были упразднены (а частью полностью уничтожены) все единоверческие монастыри. В настоящее время из них не возрождено ни одного монастыря с единоверческим уставом.

Наиболее известные единоверческие монастыри
  1. Всехсвятский единоверческий монастырь (Москва);
  2. Высковская Успенская пустынь (ранее в Костромской губернии, ныне — в Нижегородской области);
  3. Златоустовский Воскресенский монастырь в Уфимской епархии;
  4. Керженский Благовещенский единоверческий скит в Нижегородской епархии;
  5. Максаковский Троицкий монастырь в Черниговской епархии;
  6. Московский Никольский единоверческий монастырь;
  7. Николаевский Преображенский монастырь в Черниговской епархии;

Деятели единоверия

Архиепископ Охтенский Симон (Шлеев)
Епископ Мстёрский Амвросий (Сосновцев)

Примечания

  1. Михаил Тюренков. Воссоединение Русской Церкви в перспективе Единоверия
  2. Единоверие. 200 лет.
  3. В Екатеринбурге началось формирование Михаило-Архангельской единоверческой общины
  4. Александр Лысов. Есть в нашей области чудесный уголок// Нижегородская правда. № 5 18.01.2007
  5. Михайловская слобода. Церковь Михаила Архангела
  6. НИА «Наследие Отечества»
  7. «Из истории единоверческих монастырей в России».
  8. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. -М., 1908.

Литература

  1. Единоверие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Православное единоверие в России. Сост. П. Чубаров. СПб., 2004.
  3. Бражников Илья. Современный смысл Единоверия.
  4. Первушин М. В. Единоверие до и после митрополита Платона (Левшина).
  5. Петр (Васильев), cвященноигумен. «Для того, чтобы приход мог считаться единоверческим, недостаточно спеть догматик в унисон» — интервью.
  6. Симон (Шлеев), еп. Единоверие в своём внутреннем развитии (в разъяснении его малораспространенности среди старообрядцев). — М.: «Медиум», 2004. — 480 с. — ISBN 5-85691-059-1
  7. Тюренков Михаил. Православие, Единоверие, Старообрядчество.

Ссылки

  • Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции
  • Православное старообрядчество в лоне Русской Православной Церкви
  • Старообрядные приходы РПЦ (Единоверие). Краткая история.
  • Единоверческая Община Санкт-Петербурга
  • Сайт единоверческого прихода Тихвинской Иконы Божьей Матери (Лен. область, Анинский погост (пос. Павлово-на-Неве))
  • Старообрядцы: Назад, в будущее!
  • священноиерей Иоанн Миролюбов Старый обряд в РПЦ: век XX и настоящее время


Единоверие.