Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Зубков, Иван Георгиевич
Иван Георгиевич Зубков
Портрет Зубкова на могиле
Род деятельности:

Первый начальник Строительства № 5 НКПС,
(ныне ОАО «Метрострой»)

Дата рождения:

26 июля 1904(1904-07-26)

Место рождения:

Ессентуки, Северный Кавказ, Россия

Гражданство:

СССР

Дата смерти:

28 июня 1944(1944-06-28) (39 лет)

Место смерти:

неподалёку от города Лодейное поле Ленинградская область

Супруга:

Элеонора Зубкова-Писаржевская

Дети:

сын Зубков, Георгий Иванович

Могила И. Г. Зубкова

Ива́н Гео́ргиевич Зубко́в (26 июля 1904, Ессентуки, Россия — 28 июня 1944, неподалёку от города Лодейное поле Ленинградской области) — советский инженер, выдающийся специалист в области транспортного строительства. Герой Социалистического Труда (1943). Генерал-директор пути и строительства II ранга (соответствует воинскому званию генерал-лейтенант).

В годы Великой Отечественной войны — начальник (1941—1944) Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта.

Содержание

Биография

В 1930 году окончил Харьковский технологический институт.

После начала строительства метрополитена в Москве (10 декабря 1931, Русаковская улица) приехал в столицу. Трудился сменным инженером шахты № 9 — в самом центре города.

С 1933 по 1940 год на строительстве метро прошёл путь от начальника смены до руководителя шахты.

За пять месяцев до начала Великой Отечественной войны, 21 января 1941 года, назначен начальником Строительства № 5 НКПС (впоследствии «Ленметрострой», ныне ОАО «Метрострой»). Началась прокладка первой линии — Автово — Финляндский вокзал. Но вскоре война прервала строительство. (В итоге первая очередь Ленинградского метро была открыта лишь в 1955 году). Стройка была заморожена, а метростроители стали возводить оборонительные укрепления на Карельском перешейке.

После того как в сентябре 1941 года советские войска форсировали Неву и заняли плацдарм на её левом берегу («Невский пятачок»), ленинградским метростроевцам во главе с Зубковым было поручено организовать понтонную пе­реправу для транспортировки танков на левый берег Невы.

Зимой 1942 года под руководством Зубкова возведена железнодорожная ледовая переправа через Ладожское озероДорога жизни»). Общая длина узкоколейной железной дороги составила более 35 километров. А в январе 1943 года Зубков за 15 дней строит 33-х километровый участок железнодорожного пути Шлиссельбург — Поляны. («Дорога победы»)

28 июня 1944 года небольшой военный самолёт, на борту которого находился Зубков, летел на секретный аэродром неподалёку от города Лодейное поле. Неожиданно самолёт обстреляли, и он упал, не долетев несколько сот метров до посадочной полосы. Из членов экипажа не выжил никто.

Иван Зубков был похоронен в Александро-Невской лавре, на «Коммунистической площадке» (ныне Казачье кладбище), И. Г. Зубков был похоронен с воинскими почестями, его гроб провезли по Невскому проспекту на орудийном лафете. На могиле сооружён величественный портал из красного гранита.

Семья

Жена — Элеонора Зубкова-Писаржевская.

Старший сын Ивана Зубкова Георгий Зубков — известный советский и российский журналист-международник, профессор РУДН.

См. также

Ссылки

  • «Генерал Иван Георгиевич Зубков и его могила»
  • «Иван Зубков — человек, возводивший мосты»

Зубков, Иван Георгиевич.