Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Иже под колоколы

(Иже) под колоколы («который под колоколами»), также под звоном[1] — архитектурный тип храма, получивший широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV — первой половине XVI века. Отличительным признаком храма типа «иже под колоколы» является то, что ярус звона в нём сооружается над помещением храма.[2] Церкви иже под колоколы — оригинальные сооружения, свойственные лишь Древней Руси и не имеющие аналогов на Западе[3].

Церкви «под колоколы» имеют много разнообразных архитектурных решений, предоставляя большую свободу для зодчего, но в большинстве случаев это небольшие столпообразные храмы.

Содержание

Примеры подколокольных храмов

Москва и Московская область

Владимирская область

  • Распятская церковь-колокольня Александровой слободы (1570-е годы)[5]

Вологодская область

  • Церковь Благовещения в Ферапонтовом монастыре (1530—1534 годы). Высокий нижний ярус храма являлся подцерковьем. Второй ярус занимал собственно храм. Третий (верхний) ярус объединял колокольню с несколькими подсобными помещениями. Среди последних — книгохранилище и тайник, занимавшие западную и частично северную стороны, и пять камер, соединённых узкими проходами с барабаном, и открывавшихся арками на восточный и южный фасады. В пролётах арок висели колокола. Массивный барабан с главой, завершавший конструкцию, как считается, мог служить прекрасным резонатором.[6] Сходство архитектуры яруса звона, а также обработки фасадов позволяет считать церковь Благовещения в Ферапонтовом монастыре прототипом для построенной почти в то же время церкви Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре, а также для Успенской церкви Спасо-Каменного монастыря (С. С. Подъяпольский отдаёт авторство всех трёх церквей ростовскому зодчему Григорию Борисову).
  • Церковь Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре (1531—1534 годы). Верхний ярус церкви с каждого фасада имел по три арки, в пролётах которых висели колокола. Свод был выполнен двумя рядами килевидных кокошников. Арки завершались крупными кокошниками, а простенки между ними — мелкими. Второй ярус мелких кокошников обеспечивал переход к массивному цилиндрическому барабану с главой. Маленький глухой барабан с главой над юго-восточным углом отмечал придел Константина и Елены. Облик храма был сильно искажён сначала в 1638 году, когда были заложены (превращены в окна) проёмы звона, и верхний ярус церкви переделан в ризницу, и затем в XIX веке, когда оба барабана и верхний ярус кокошников были разобраны, и положено новое покрытие с одной главкой.
  • Старая колокольня Спасо-Прилуцкого монастыря с церковью Трёх Святителей (XVI век). В первом ярусе находился храм, во втором — открытый звон с главой. Доступ на колокольню обеспечивала лестница в толще стены. Между 1644—1656 годами рядом была сооружена новая колокольня, а старая — разобрана. Сохранилась только самая нижняя часть с остатками старой лестницы внутри стены. Примечательно, что новая колокольня получила пристройку для церкви Алексия, что не характерно для середины XVII века, и вероятно связано с прежним посвящением церкви под колоколы.[6]

Ивановская область

  • Церковь Илии Пророка в селе Тейково[7]

Псковская область

  • Снетогорская церковь под колоколы

Примечания

  1. Церкви под звоном на сайте hramy.ru
  2. Коновалов И. В. Церкви иже под колоколы.
  3. Пухначев Ю. В. Колокол. В журн.: Наше наследие. № 3, 1991
  4. Коновалов И. В. К истории колокольни Ивана Великого в Москве.
  5. Распятская церковь-колокольня Александровой слободы
  6. 1 2 Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979.
  7. Фото церкви Илии Пророка в селе Тейково на сайте www.temples.ru

Литература

  • Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 39–78.

Иже под колоколы.