Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Кафоличность церкви

Кафоли́чность Це́ркви в христианском богословии — одно из существенных свойств Церкви Христовой, понимаемое как её пространственная, временна́я и качественная универсальность, вселенскость.

Содержание

История термина

Первым христианским богословом, использовавшим термин «кафолическая церковь» (греч. καθολικὴ Ἐκκλησία), был Игнатий Антиохийский в его Послании к Смирнской Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь»[1]. Слово (греч. καθολικὴ) (вселенская, католическая) передается в церковно-славянской традиции как «кафолическая» [2] . В основе учения Игнатия о Церкви, как и апостола Павла, о существовании или пребывании Церкви Божией в каждой местной Церкви лежит евхаристическая экклезиология: Церковь Божия пребывает в местной Церкви потому, что в её Евхаристическом собрании пребывает Христос во всей полноте и во всём единстве Своего тела. Поскольку Игнатий, употребляя этот термин, его не объясняет, можно предположить, что он уже был понятным для современных ему читателей.

Между тем уточняем, термин «кафолический» происходит от греческих слов — «каф олон» — по всему целому (согласно целого) [источник не указан 453 дня]. Что обозначает полную церковь. Полная церковь — это церковь в которой есть хотя бы один епископ и один прихожанин. Иными словами кафолическая церковь это епископальная церковь. Необходимость возникновения термина «кафолическая церковь», показывает нам наличие проблемы во 2-м веке н. э., среди наследников апостолов. Смотрители (по-гречески епископы) настаивали на епископальной церкви, пресвитеры на том, что они являются последователями апостолов. До нашего времени, от этого противостояния дошли только термины — кафолическая, епископальная и пресвитерианская церковь[источник не указан 453 дня].

Термин содержится в Апостольском Символе веры, датировка которого пререкаема, но, видимо, не позже II века: Πιστεύω εἰς τò πνεῦμα τò ἅγιον, ἁγίαν καθολικὴν ἐκκλησίαν.

Константинопольский Собор 381 ввёл его в Никейский Символ веры — Πιστεύομεν <...> μίαν, ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν — после чего он стал одним из фундаментальных экклезиологических терминов (понятий) на Востоке и Западе.

На Западе о кафолическом свойстве Церкви замечательно выразился преподобный Викентий Леринский (450):

В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что все вообще объемлет.

— Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков[4]

Существительное καθολικότης (рус. кафоличность) появилось значительно позже.

В Русской Церкви в церковно-славянском тексте Символа веры использован термин Соборная.

Понятие кафоличности (соборности) в России

Русское школьное догматическое богословие XIX давало вполне консервативное и корректное толкование термина:

…она [Церковь] не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.[5]
Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть:

  1. по пространству. Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле;
  2. по времени. Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века;
  3. по своему устройству.[6]

См. также

Примечания

  1. Игнатия Богоносца Смирн. VIII, 2. Издание Казанской Духовной Академии, 1857, стр. 174
  2. Митр. Филарет. Христианский катихизис. М.: изд. Московской Патриархии, 1997 (в дореволюционной орфографии). С. 65. Изъяснение Символа веры.
  3. Двуязычное издание «Памятных записок» на латинском языке с параллельным французским переводом  (лат.) (фр.)
  4. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков
  5. Пространный Православный Катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви, Изъяснение 9-го Члена Символа веры
  6. митрополит Макарий Булгаков. Православно-догматическое богословие. СПб.,1895

Литература

  1. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Кафоличность церкви
  2. Прот. Ливерий Воронов. Кафоличность (или соборность) Церкви
  3. Н. Д. Успенский. Соборность Церкви
  4. А. С. Хомяков. О значении слов «кафолический» и «соборный»
  5. Профессор Парижского Свято-Сергиевского богословского института диакон Николай ЛОССКИЙ. Соборность (кафоличность) и первенство в православной экклезиологии
  6. архиепископ Василий (Кривошеин). КАФОЛИЧНОСТЬ И ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ// Замечания к докладу С. С. Верховского

Кафоличность церкви.