Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Книга пророка Иеремии

Книга пророка Иеремии - самая большая пророческая книга Ветхого Завета. Единого сюжета в ней нет, она представляет собою собрание разнородных текстов: речи самого пророка, рассказы о нём, небольшие фрагменты исторических хроник. Проза и поэзия чередуются внутри книги.

Пророк Иеремия жил в эпоху гибели Иудейского царства. Па­лестина и Сирия стали тогда ареной борьбы двух «сверхдержав» древнего мира - Египта и Вавилона, пришедшего на смену Ассирии. Последние цари Иудеи, а вместе с ними и весь народ страны оказались заложниками этой борьбы. Царь Иосия был убит егип­тянами, его сын царь Иоахаз уведен в Египет; внук Иосии, царь Иехония, был уведен в Вавилон, а затем туда же уведен и младший сын Иосии, царь Седекия. В 586 (или 587) г. до н. э. происходит национальная катастрофа: Иерусалим и Храм до основания разрушены войсками Навуходоносора, государство уничтожено. Колонны пленных жителей страны - мужчины, женщины, дети - с небольшими котомками на плечах уходят в далекую Вавилонию, где им предстоит провести десятки лет, а многим - остаться навсегда. Перед этими людьми неизбежно вставал мучительный вопрос: «Почему случилось такое несчастье?». Книга Иеремии - попытка ответить на этот вопрос.


Содержание

Текст

Наиболее авторитетными еврейскими рукописями являются два масоретских кодекса - Ленинградский кодекс (1009 г.) и кодекс из Алеппо (X в.). Разночтения между этими двумя кодексами минимальны. Три неполные рукописи Иеремии, обнаруженные в Кумране, датируются II - I вв. до н. э. Эти рукописи весьма различны - они отражают две древние редакции текста Иеремии, длинную и краткую. Масоретский текст ближе к длинной редакции, в то время как Септуагинта (древний перевод на греческий язык), судя по всему, переводилась с краткого варианта книги. Этим отчасти объясняется столь большое число расхождений между Септуагинтой и масоретским текстом в книге Иеремии. Текст Септуагинты (краткая редакция) приблизительно на одну восьмую короче масоретского текста. В Септуагинте реже встречается формула «говорит Господь» (147 раз; в масоретском тексте - 176 раз), меньше подзаголовков, имя Иеремия в большинстве случаев не сопровождается уточняющим словом «пророк», меньше повторений одних и тех же пассажей в различных мес­тах книги, в Септуагинте нет криптограмм Иер.25:25, 26; 51:1, 41). Различно и расположение глав в масоретском тексте и Септуагинте. Главное отличие заключается в том, что пророчества о народах, помещенные в масоретском тексте в конце книги, в Септуагинте находятся в середине (25:13 - 31:44). Кроме того, народы в этих пророчествах перечислены в различной последовательности.

Считается, что и краткая, и длинная редакции текста выполнены редакторами, принадлежавшими к тому же идеологическому направлению, что и авторы книги Второзакония.

Помимо масоретского текста, кумранских рукописей и Септуагинты, важнейшими текстуальными свидетельствами книги Иеремии являются: Вульгата (перевод на латинский), Пешитта (перевод на сирийский язык) и таргумы (переводы на арамейский язык).

Исторический фон

В книге Иеремии сообщается, что деятельность пророка проходила при пяти иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии.

Иосия правил с 640 по 609 г. до н. э. Согласно 4 Цар 22 - 23 и 2 Пар 34 - 35, Иосия осуществил радикальные религиозные реформы, направленные на утверждение единобожия. В 4 Цар 22:3-10 рассказывается, что первосвященник Хилкия (тёзка отца Иеремии) во время ремонта Храма в восемнадцатый год правления царя нашёл Книгу Закона, после чего и началась реформаторская деятельность Иосии (в 2 Пар 34 говорится, что его реформаторская деятельность началась до этого события). Распространено мнение, что найденной книгой было Второзаконие.

Ко времени Иосии Израильское царство давно уже прекратило своё существование; оно было уничтожено ассирийцами в последней четверти VIII в. до н. э. (столица Израильского царства, Самария, пала в 722 г. до н. э.). Иудея с того времени выплачивала Ассирии дань. В 627 г. до н. э. в Вавилоне установилась власть халдейской династии (халдеи - семитское племя, с IX в. до н. э. обитавшее в Нижней Месопотамии). Объединившись с мидянами, халдеи уничтожили Ассирийскую империю. Тогдашняя столица Ассирии, Ниневия, пала в 612 г. под ударами объединённого войска вавилонян и мидян. Вавилонским войском командовал отец Навуходоносора Набопаласар. Остатки ассирийской армии продержались ещё несколько лет в области Харрана и Каркемиша. На стороне разгромленных ассирийцев выступил египетский фараон Нехо II, который в 609 г. предпринял поход на север против Вавилона. В том же году от руки Нехо погиб иудейский царь Иосия (4 Цар 23:29).

В книге пророка Иеремии нет никаких внятных упоминаний о реформах царя Иосии, которые начались как минимум за пять лет до призвания Иеремии. Единственное, что можно отметить, это стихи 22:15-16, где царю даётся положительная оценка. В книге содержится лишь косвенное упоминание о смерти Иосии (22:10), хотя, согласно 2 Пар 35:25, пророк Иеремия был автором скорбной песни на смерть царя Иосии. Не упоминается в книге и такое важнейшее событие, как гибель Ниневии и всей Ассирийской империи (ср. 50:18). Возможно, что в 2:18, 36 словом Ассирия Иеремия называет Вавилонское царство. Сын Иосии Иоахаз правил всего несколько месяцев после смерти своего отца. В том же 609 г. Иоахаз был смещен фараоном Нехо и отправлен в Египет, где вскоре умер. Царем Иудеи фараон сделал Иоакима, старшего брата Иоахаза. В книге Иоахаз упоминается под именем Шаллум в небольшом плаче, посвящённом пленению царя (22:10-12).

Иоаким правил одиннадцать лет (609 - 598). Именно в правление этого царя произошло решающее сражение между Вавилоном и Египтом при городе Каркемиш (605 г.). Египтяне потерпели поражение, гегемония в сиро-палестинском регионе перешла к Вавилону. В том же году царем Вавилона стал Навуходоносор. Именно в год битвы при Каркемише Господь даёт Иеремии повеление записать пророческие речи в свиток. Эта дата несколько раз упоминается у Иеремии. Очевидно, что она имеет для пророка особое значение. В 601 г. фараону Нехо удается отразить нападение вавилонян. Царь Иоаким (возможно, обнадеженный этим обстоятельством) отпадает от Вавилона. Войско Навуходоносора подступает к Иерусалиму и другим иудейским крепостям. В конце 598 г. до н. э., незадолго до взятия города, царь Иоаким умирает. Его восемнадцатилетний сын Иехония правил всего три месяца и в марте 597 г. был уведен в Вавилон. Тогда же произошла первая массовая депортация жителей Иудеи (угонялись в первую очередь ремесленники и мастера). В Вавилоне Иехонии предстояло прожить долгую жизнь.

Иеремия предсказывает плен царя в 22:24-30. В последней главе книги рассказывается, что Иехония провёл в вавилонской тюрьме тридцать шесть лет и лишь после смерти Навуходоносора, при новом вавилонском царе Эвил-Меродахе (Амель-Мардуке) был выпущен из тюрьмы - и с того момента жил в царском дворце. Любопытно, что это библейское свидетельство было частично подтверждено, частично опровергнуто вавилонскими источниками. В архиве Навуходоносора была обнаружена табличка, в которой записана месячная норма оливкового масла, выдаваемая Иехонии, царю Иудеи, и пяти его сыновьям. Из этого документа можно сделать вывод, что и при Навуходоносоре Иехония находился не в тюрьме, а в царском дворце. Не исключено, что Иехония оставался легитимным царем Иудеи не только в глазах иудейской аристократии, но и в глазах самих вавилонян. Имена сыновей Иехо- нии приводятся в 1 Пар 3:17-18. Существует гипотеза, что сын Иехонии, упомянутый в 1 Пар 3:18 под именем Шенаццар, и пер вый правитель Иудеи, назначенный Киром, Шешбаццар Езд.1:8; 5:14), - одно и то же лицо.

Последний иудейский царь, Седекия, поставленный Навуходоносором, был младшим сыном царя Иосии, то есть приходился уведенному в плен Иехонии дядей. Правил он, как и его брат Иоаким, одиннадцать лет - с 597 по 586 г. На девятый год своего правления Седекия вступает в антивавилонскую коалицию, возглавляемую египетским фараоном Хофра (Априем). Вавилонское войско вновь появляется у стен Иерусалима, и после двухлетней осады, которая прерывалась на какой-то срок из-за вмешательства египтян, город был взят и полностью разрушен. Произошло это в 586 г. до н. э. Вновь значительная часть населения была депортирована в Вавилонию; Иудейское царство прекратило своё существование. Так начался вавилонский плен иудеев, продолжавшийся до падения Вавилонской империи.

Основные темы и идеи книги

Основные идеи и темы книги Иеремии таковы. Потомки Израиля вновь и вновь нарушают Договор, который Господь заключил с их отцами (11:6-8). Нарушение этого Договора заключается в поклонении другим богам, в нарушении нравственно-этических предписаний Договора, в нежелании повиноваться слову Господа, которое Он возвещает Своему народу через истинных пророков (7:3-15). Другие боги - идолы, творения человеческих рук, - представляют собой не что иное, как бесполезные поделки. В отличие от идолов Господь - Бог живой, Он - Создатель неба, земли и всего, что есть в мире. Ничтожные боги народов не могут защитить от беды, именно из-за них на Иудею обрушится несчастье (гл. 10). Если раньше народ Израиля любил Господа, как невеста (2:2), то ныне он подобен блуднице (3:1-13). Потомки Израиля истребляют истинных пророков (2:30), но позволяют ложным пророкам вещать ложь (5:31) - именно поэтому лжепророки погибнут вместе с обманутым народом (14:15-16). Господь отвернулся от Своего народа и позволяет врагам истреблять его (18:17). Господь приведет с севера страшное племя, которое разорит Иудею, а жителей её частью уведет в плен, частью уничтожит (5:15-19). В каждой стране, куда будут изгнаны иудеи, их ждут унижения и муки (29:18). Во всем этом виноваты властители, священники и пророки Иудеи, а также нежелание народа свернуть с пути зла (2:8; 23:1-2, 15; 25:3-7).

Вавилон - страшный молот, которым Господь сокрушает Иудею и другие народы (51:20-23). Чтобы исполнить волю Господа, иудеи, как и все остальные народы, должны подчиниться вавилонянам (27:8-11). Однако сколько бы Господь ни наказывал Свой народ, Он никогда не оставит его окончательно (гл. 31). Это так же верно, как то, что день сменяется ночью (33:25-26). Настанет время, когда Господь вернет Свой народ из далекой северной страны и даст ему праведного царя, потомка Давида (23:5; 33:15). Тогда Израиль и его враги поменяются местами (30:16). Все народы придут к Господу в Иерусалим (3:17). Ковчег старого Договора с Господом будет забыт (3:16), а Господь заключит со Своим народом новый Договор (31:31). Каждый человек будет сам отвечать за свои грехи (31:29-30).


Язык и стиль

Книга Иеремии включает как поэтические, так и прозаические тексты. Проза в книге представлена несколькими жанрами: биографический рассказ (например, гл. 37), историческая хроника (например, гл. 52), пророческая речь (например, гл. 7). Отличительными чертами последнего жанра являются возвышенно-тор­жественный стиль, длинные и тяжелые периоды, обилие вложенной прямой речи. По своему стилю и содержанию тексты этого жанра обнаруживают сходство с книгой Второзакония. Стихотворный текст строится на характерном для всей библейской поэзии параллелизме. Иногда поэзия Иеремии обнаруживает черты сходства с поэзией Осии (ср.Иер.3:1—5 иОс.2:5—7), с песнью Моисея во Второзаконии (ср. Иер. 2:28 и32:37—38), с некоторыми псалмами (ср.Иер.17:5—8 и Пс. 1; Иер. 5:21 и Пс. 113:12-16; 134:15-18), с книгой Иова (ср.Иер.20:14—18 и Иов 3). Особую группу поэтических текстов составляют скорбные плачи, которые произносятся либо от лица самого пророка (10:23-25; 15:15-18), либо от лица народа Иудеи (14:7-9). Иеремия охотно использует в поэтической речи различные повторы (4:19; 22:29; 51:20-23), риторические вопросы (2:29; 5:22; 18:20), гиперболы (2:20), метафоры и сравнения (2:3, 21, 23-24, 26; 4:4; 6:24), метафорические выражения («дочь Сиона» в значении «Иерусалим»; «дом Иуды» в значении «иудейский народ»; «сыны Аммона» в значении «аммонитяне» и др.). Среди литературных приемов следует отметить так называемую инклюзию (от латинского инклюдо - «заключать, окружать»). Этот прием состоит в том, что начало и конец некоторого фрагмента (от нескольких стихов до группы глав) содержат в себе одно и то же ключевое слово, словосочетание, предложение - и таким образом заключают данный фрагмент в рамку. Например, пассаж 10:6-7, состоящий из двух стихов, начинается и заканчивается словами «нет подобного Тебе». В 20:14-18 таким ключевым словом является слово день - «проклят день, в который я родился» (20:14) и «дни окончить в позоре» (20:18). Иногда весь фрагмент строится по принципу концентрического повторения сходных элементов (ABC - C'B'A'). По такой схеме построены, например, стихи 8:18-21, в которых слова пророка чередуются со словами народа Иудеи, а в центре композиции помещены слова Бога. Инклюзия характерна и для прозаических текстов книги. Например, стихи 16:5-8 обрамляются словами «не ходи в дом, где устраивают поминальную трапезу» и «в дом, где устраивают пир, не ходи».

Как поэтические, так и прозаические тексты Иеремии изобилуют игрой слов, которая основывается на звуковом сходстве, многозначности, омонимии и т. д. (1:11-12; 6:1; 8:14; 19:7 и др.).


Композиция

Книга Иеремии по своему стилю и содержанию делится на несколько крупных частей.

Первая глава книги представляет собою вступление, в котором содержится прозаический заголовок ко всей книге («Вот слова Иеремии...») и приводится стихотворный диалог Иеремии с Господом.

Главы 2 - 23 можно назвать первой частью книги. Эти главы включают различные речи пророка, которые никак не датированы. В первой части преобладает стихотворный текст.

В поэтическом тексте темы свободно перемежаются, нередко переход от темы к теме осуществляется весьма неожиданно. Так же неожиданно может произойти переход от одной прямой речи к другой. Речь пророка сменяется словами Бога, те - словами жителей Иудеи, их врагов и т. д. Не всегда ясно, где заканчиваются слова одного персонажа и начинаются слова другого. Речь Господа, однако, в большинстве случаев отделяется особыми пометами (по- видимому, более позднего происхождения, чем основной текст). Такими пометами являются стереотипные словосочетания: «так говорит Господь» или «говорит Господь». Временной момент в этих формулах практически не выражен, то есть их можно понимать и в настоящем времени («говорит»), и в прошедшем («сказал», «говорил»). Вообще смена времени в еврейском тексте зачастую трудноуловима: об ужасной каре за неверность Богу говорится то как о будущем событии, то как об уже свершившемся факте. Свободен в тексте и переход от лица к лицу: пророк или Господь говорят о грешном народе то в третьем лице, то во втором; Господь может говорить о Себе то в первом лице, то в третьем. Смена лица иногда происходит внутри одной фразы.

Внутри первой части книги можно выделить следующие группы глав. Во-первых, это главы, в которых пророческое послание предваряется рассказом о символических действиях, совершаемых пророком: глава 13 (Иеремия прячет, а затем откапывает льняную набедренную повязку), главы 18 и 19 (Иеремия в доме гончара, Иеремия разбивает глиняный сосуд). Рассказы о символических действиях написаны прозой. Во-вторых, это глава 20, где приводится эпизод биографии пророка - конфликт с Пашхуром. В-третьих, последние три главы первой части (21 - 23), в которых заметно преобладает тема царей и правителей Иудеи (проза чередуется с поэзией).

Вторую часть книги составляют главы 24 - 38. Как и первая часть, они содержат различные пророческие речи, рассказы о символических действиях пророка, биографические рассказы. Особенность второй части заключается в том, что биографических сведений в ней гораздо больше и написана она в основном прозой. Кроме того, в главах второй части содержатся различного рода хронологические указания, которых нет в первой части книги. Во второй части упоминаются следующие даты и хронологические промежутки: начало правления Иоакима, 609 г. до н. э. (гл. 26); четвёртый год правления Иоакима, 605 г. (гл. 25, 36); пленение Иехонии, начало правления Седекии, 597 г. (гл. 24, 27, 29); четвёртый год правления Седекии, 593 г. (гл. 28); осада Иерусалима в последние годы правления Седекии, 588 - 586 гг. (гл. 32, 34, 37). Таким образом, в расположении глав отсутствует хронологический порядок: глава 24 - Седекия, главы 25, 26 - Иоаким, главы с 27-й по 34-ю - вновь Седекия, главы 35, 36 - вновь Иоаким, и главы 37, 38 - вновь Седекия. Чередование этих двух имен обнаруживает некоторую симметрию и соответствует обсуждавшемуся выше принципу инклюзии.

Внутри второй части особняком стоят главы с 30-й по 33-ю, которые содержат пророчества об окончании плена, будущем благоденствии и правлении праведного царя, потомка Давида. Здесь же, в 31:31, встречается (единственный раз в Ветхом Завете) словосочетание берит хадаша («новый Завет»). Написаны эти главы стихами.

Последние две главы второй части (37, 38) представляют собою два варианта биографического рассказа об аресте Иеремии.

Далее в книге (39:1-10) следует фрагмент исторической хроники о взятии Иерусалима (затем этот исторический рассказ повторяется в более полном виде в заключительной, 52-й главе). В той же 39-й главе начинается прозаическое повествование о судьбе пророка и страны после взятия Иерусалима. Это повествование продолжается до конца 44-й главы.

Глава 45 стоит особняком во всей книге. В ней содержится обращение Господа к Баруху и обещание сохранить Баруху жизнь. Весьма распространено мнение, что писец Барух был автором биографических частей книги. Примечательно, что эта глава датирована тем самым годом, когда Барух под диктовку Иеремии записал речи пророка. В этой связи любопытным выглядит предположение, что 45-я глава есть не что иное, как подпись Баруха под своим произведением.

В главах 46 - 51 содержатся речи, направленные против различных народов. Написаны эти главы стихами.


Пророк Иеремия

Иеремия происходил из рода священников, живших в Анатоте. Пророческая деятельность Иеремии началась при царе Иосии в родном городе пророка. Жители этого маленького города, как впоследствии и жители Иерусалима, возненавидели Иеремию за его пророчества (11:21; 12:6). После одного из публичных выступлений в иерусалимском Храме пророк Иеремия был избит Пашхуром (этот человек обязан был следить за порядком в Храме) и посажен в колодки (гл. 20). В самом начале правления царя Иоакима за публичную речь в Храме Иеремия был привлечен к суду. Лишь заступничество высоких покровителей спасло Иеремию от смерти (гл. 26). Вскоре после этого Иеремия диктует все свои речи писцу Баруху, приверженцу и, скорее всего, одному из покровителей пророка. Ко времени, когда Барух записал речи пророка, деятельность Иеремии продолжалась уже больше двадцати лет. Барух читает во всеуслышание свиток во дворе Храма, затем этот же свиток вельможи зачитывают царю. Царь методично, столбец за столбцом, сжигает свиток в очаге. После этого Иеремия вновь диктует Баруху свои речи. Пророк и его верный помощник вынуждены скрываться от царского гнева (гл. 36).

После смерти Иоакима и пленения Иехонии Иеремия призывает своих соплеменников и царя Седекию не противиться вавилонянам, за что многие в Иерусалиме считают его изменником. Иерусалимская аристократия заключает Иеремию в страшную подземную тюрьму, где Иеремию ждала верная смерть. Эта тюрьма представляла собою яму для хранения воды. Но вскоре, благодаря заступничеству царского евнуха Эведмелеха, Иеремия был помещен в более лёгкие условия заключения (гл. 38). Когда Иерусалим был взят, вавилонская военная администрация оказала Иеремии милость - полководец Навуходоносора Невузарадан выпускает Иеремию из тюрьмы и позволяет ему остаться в стране. Иеремия отправляется к наместнику Гедалии, в Мицпу (гл. 40). После убийства Гедалии пророк вновь обращается с речью к своим соплеменникам, убеждая их не уходить в Египет (гл. 42). Биографические рассказы об Иеремии заканчиваются на том, что Иеремия вместе с Барухом вынужден идти в Египет, где пророк произносит ещё одну речь - о грядущем наше­ствии Навуходоносора на Египет (гл. 43 - 44).

Пожалуй, из всех ветхозаветных пророков Иеремия обладает наиболее зримым личностным образом. Перед нами предстает живой человек, для которого пророческое служение - не только проявление особой близости к Богу, но и тяжкая обязанность, обрекающая его на одиночество, страдания, всеобщую ненависть, многочисленные преследования. Порой его речи, обращенные к Богу, полны горьких упреков и напоминают речи страдальца Иова (20:7-10, 14-18). В то же время это служение даёт пророку силы говорить царям и народу об их грехах и той страшной участи, которая им уготована.

Пророк доносит до своих соплеменников послание Господа не только при помощи слов, но и при помощи определённых символических действий (не случайно, что «слово Господне» можно не только слышать, но и видеть, ср. Иер. 23:18). Например, в начале царствования Седекии Иеремия надевает на себя ярмо (гл. 27). Смысл этого поступка в том, что народ должен подставить свою шею под ярмо вавилонского царя. На глазах у народа и священников Иеремия разбивает глиняный кувшин - вот так же на мелкие кусочки Господь разобьёт Иудею (гл. 19). Во время осады Иерусалима, будучи в тюрьме, Иеремия покупает поле у своего двоюродного брата. Значение этого поступка таково: в будущем в Иудее наступит обычная жизнь, когда люди будут покупать поля, собирать урожай, пасти стада (гл. 32).

В книге Иеремии постоянно подчеркивается, что речи, произносимые пророком, суть слова самого Господа. Роль Иеремии — лишь озвучить эти слова перед соплеменниками. Иногда и о символических действиях пророка говорится как о действиях самого Господа (43:8-10).

См. также

Литература

  • Книга Иеремии. Перевод с древнееврейского с комментариями Л.В. Маневич

Ссылки

  • Прочитать Книгу Пророка Иеремии.  (ст.-слав.)
В Викитеке есть полный текст Книги пророка Иеремии


Книга пророка Иеремии.