Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Никольский единоверческий монастырь
Монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Вид монастыря с северо-запада от Преображенского вала, 2007 год.
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Тип Бывший мужской
Дата основания 1866 год
Дата упразднения 1923 год
Статус  Объект культурного наследия РФ № 7710639000№ 7710639000
Сайт Официальный сайт

55°47′27.9″ с. ш. 37°42′58.6″ в. д. / 55.791083° с. ш. 37.716278° в. д. (G) (O) (Я)

Никольский единоверческий монастырь — бывший православный монастырь, устроенный по правилам единоверия. Снискал свою известность тем, что в нём подвизались несколько известных миссионеров, обративших тысячи русских старообрядцев из церковного раскола в лоно Русской Православной Церкви. Именно в этом монастыре проходили первые съезды епархиальных миссионеров. Монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники и трудники монастыря стали священниками на единоверческих приходах во множестве епархий РПЦ.

Бывший монастырь расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, и сегодня его территория относится к Воскресенскому благочинию Московской епархии.

Содержание

История открытия монастыря

Файл:Monastyr1.jpg
Вид на Никольский монастырь со стороны главных ворот, 1895 год.

Монастырь открыт, по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова), с Высочайшего императорского соизволения, 16 мая 1866 года на мужском отделении беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома. По дореволюционному делению территории, монастырь относился ко 2-му участку Лефортовской части города Москвы, и носил гордое наименование — Московский Никольский мужской единоверческий монастырь, хотя находился на самой окраине Москвы, за Камер-Коллежским валом, близ Преображенской заставы[1].

Ныне бывший монастырь расположен в Москве, вблизи станции метро «Преображенская площадь». С восточной стороны монастыря находится Преображенское кладбище, с западной — Преображенский Вал (ранее Камер-Коллежский вал), с северной — женское беспоповщинское отделение (с 1866 года в нем помещались все беспоповщинские призренники обоих полов) Преображенского Богаделенного Дома, часть территории которого ныне занимает Преображенский рынок, а с южной — новая территория Преображенского кладбища и 4-й автобусный парк, ранее же здесь был Хапиловский пруд, на котором у Преображенских беспоповцев была устроена крестильня (в виде купальни) для перекрещивания православных, совращаемых в свою секту[1].

Поводом, к открытию монастыря послужили, некоторою частью притеснения, насмешки и надругательства устраиваемые раскольниками над находящимся с 1854 года, на территории мужского отделения беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома, Единоверческим храмом, в виде, например делаемых в темные ночи испражнений у стены алтаря этого храма, несмотря на то, что корпус занимаемый беспоповцами отстоял от алтаря сажень на 15-ть и в нем имелись уборные места. Но главную причину основания монастыря, составляли присоединившиеся в 1865 году из раскола к Единоверию бывшие члены, так называемого Австрийского или Белокриницкого священства: три епископа — Онуфрий (Парусов), Пафнутий (Овчинников) и Сергий, один иеромонах — Иоасаф, два архидиакона — Филарет (Захарович) и Кирилл Загадаев, и два иеродиакона — Мельхиседек и Феодосий, и другие из монашествующих лиц обратившиеся к Православию вслед за ними.

Никольский единоверческий приход

Никольский храм (западная сторона)

До открытия монастыря в этом мужском отделении Преображенского Богаделенного Дома уже существовала с 1854 года Единоверческая церковь, под именем Никольский единоверческий храм, что при Преображенском Богадельном Доме, с находящимся при ней приходом, не упраздненным и по открытии монастыря.

16 сентября 1856 года это место удостоил своим посещением, бывший Государь Цесаревич Николай Александрович (скончавшийся в 1865 году) и Великие князья Александр Александрович (будущий император) и Владимир Александрович. Монастырь по прошению всех московских единоверцев, с высочайшего императорского соизволения наименован Никольским в память скончавшегося Государя Цесаревича Николая Александровича, посетившего бывший до монастыря Никольский единоверческий храм[1].

Внутри монастыря находится каменный одноглавый храм с невысокою каменною же колокольнею, устроенная из бывшей беспоповской главной молельни, называвшейся беспоповцами соборною часовнею. В нём два престола: Успения Пресвятой Богородицы, освящён по единоверческому чину святителем Филаретом (Дроздовым) в 1857 году, и святителя Николая Чудотворца, освящённый тем же святителем ранее — в 1854 году[1].

Освящение храмов последовало по Высочайшей воле императора Николая I, вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Отдельно стоящая колокольня построена в 18761879 годах на средства благотворителей — главным образом А. И. Хлудова и И. В. Носова.

Описание монастыря

Вид на мужскую обитель через Хапиловский пруд, 1888 год.

Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней множество греческих и славянских харатейных (хартия — летопись) рукописей, богослужебных, догматических, поучительных старопечатных книг, книг новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля расположена в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в двухэтажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.

В 1907 году в монастыре был игумен, 22 монаха, 41 послушник[2].

Монастырь после 1917-го года

В 1917 года большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова[3] поступила в Государственный Исторический музей.

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращён в дом коммуны завода Радио[4]. Главный соборный храм превращён в приходской. В 1930-х гг. стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище. В 1977—1980 гг. под руководством И. К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.

А в 1923 году монастырь был окончательно закрыт и весь архив с остатками рукописей Никольского единоверческого монастыря[5] оказался в ГИМ, где хранится и поныне. Большое количество древних икон — также были вывезены в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.

В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней — Успенской части храма практически перекратила существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая — Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам беспоповского новопоморского толка, занимающим её и поныне. Трапезная — Никольская часть храма с двумя приделами сегодня принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XVXVII веков.

Монастырские архитектурные сооружения

Храм святителя Николая Чудотворца

В некоторых источниках именуется — Храм Успения Пресвятой Богородицы, так как центральный престол был посвящён именно Успению Богородицы.

Находится посреди монастырского двора.

«Построен в 1784 году»[6] как старообрядческая часовня.

«Придел свт. Николая Чудотворца освящен свт. Филаретом, митрополитом Московским 3 апреля 1854 года»[2].

Успенский (центральный) престол «освящен свт. Филаретом, митрополитом Московским 2 июня 1857 года»[7].

«Всё внешнее и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии архитектора Вивьена»[8].

Храм Воздвижения Креста Господня

Храм Воздвижения Креста Господня
(над западными воротами)

Тёплый, над западными воротами храм построен в 1801 году, а освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским 19 декабря 1854 года[7].

Центральная часть всего здания двухэтажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля.

После закрытия Никольского единоверческого монастыря, некоторое время храм продолжал быть действующим, но вскоре был закрыт. Храм и пристроенное к нему здание были превращены в общежитие и все пять глав были сломаны.

С середины 1990-х годов сильно перестроенное здание в котором был храм передано Церкви. В здании разместилась реставрационно-иконописная мастерская «Александрия»[9], на средства которой был проведён капитальный ремонт, восстановлены все 5-ть куполов и вызолочены кресты на куполах.

Отдельно стоящая колокольня

Кроме небольшой колокольни в западной части главного монастырского храма Успения Пресвятой Богородицы ещё западнее выстроена отдельно стоящая колокольня «1876—1879 годы.»[7] «готического стиля, на средства благотворителей, главным образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова»[10], «архитектор Ф.И. Горностаев»[11].

Отдельно стоящая колокольня в 1960-е годы находилась в жалком состоянии: крыша провалилась, вид был почерневший, темно-грязный (М. Л. Богоявленский). В конце 1970-х годов её отремонтировали, крест вызолотили. Колоколов на ней нет, и проход закрыт забором. Небольшие колокола сохранились на звоннице в западной части храма.

Настоятели Монастыря

  1. Архимандрит Тарасий (c 15 мая 1866 года по июль 1866 года) — первый настоятель и устроитель монастыря;
  2. Инок Онуфрий (Парусов) (с июля 1866 года до середины 1867 года) — с благословения свт. Филарета, митр. Московского, в должности настоятеля, управлял монастырём;
  3. Иеромонах Пафнутий (Овчинников) (с середины 1867 года по 10 июня 1868 года) — с благословения свт. Филарета, митр. Московского, в должности настоятеля, управлял монастырём;
  4. Архимандрит Павел (Леднев) Прусский11 июня 1868 года по 27 апреля 1895 года) — почти 27 лет был настоятелем монастыря;
  5. Игумен Иероним (с мая 1895 года до середины 1896 года) — был назначен на должность настоятеля монастыря;
  6. Игумен Сергий (с середины 1896 года по 1908 год) — настоятель монастыря;
  7. Архимандрит Мина (Шустов)1908 года по 17 апреля 1911 года) — настоятель монастыря;
  8. Епископ Никанор (Кудрявцев) (с октября 1911 года по 30 октября 1923 года) — настоятель монастыря.

Святые молившиеся в храмах Монастыря

Братское кладбище монастыря

Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря — некогда очень известный, но ныне разрушенный некрополь в Москве.

Здесь были похоронены многие из известных Церковных деятелей, писателей, купцов и фабрикантов России (попечители монастыря). Расположен на территории Никольского единоверческого монастыря в Москве.

См. также

Примечания

  1. ↑ Сведения о Московском Никольском мужском единоверческом монастыре. -М.:, 1883. −16 с.
  2. 1 2 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. — М., 1908. — С. 427—429 библиогр..
  3. Собрание рукописей А. И. Хлудова на сайте Исторического музея
  4. Из жития преподобномученика Иоасаф (Боев), бывшего насельника Никольского Единоверческого монастыря
  5. Единоверческое собрание рукописей на сайте Исторического музея
  6. Русакомский И. К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып. 2. С. 148—170, ил.
  7. 1 2 3 Александровский. № 291 — церковь Успения Николы, № 303 — Крестовоздвиженская.
  8. Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858. Л. 25 — 32, 48 — 60 (на церк.-сл. языке, с ил.).
  9. Реставрационно-иконописной мастерской «Александрия»
  10. Московские церковные ведомости. 1902. № 2.
  11. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 50.

Дополнительная литература

  1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 298—299; Т. 2. С. 159, 242, 306, 309—310, 335.
  2. В поисках Святой Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 287—289, 348.
  3. Васьков М. Музей, баня или милосердие? // Моск. правда. 1989. 28 дек.
  4. Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 1. С. 433 — училище; С. 840 — противораскольническое братство св. Петра митрополита моск.
  5. Вся Москва: Адресная книга на 1914 г.
  6. Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единовер. монастыря в Москве. М., 1904. С. 30.
  7. Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 310.
  8. Копылова Е. Преображенское: шаги навстречу // Веч. Москва. 1989. 14 июня.
  9. Корнеев В. Преображенское: возвращение к истокам // Известия. 1989. 5 дек.
  10. Москва в её прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 12. С. 66 (фото монастыря).
  11. Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и др. примечательных сооружений. М., 1884 (вид монастыря).
  12. Москва. Памятники архитектуры XVII — 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345 (фото 156).
  13. Погодин М. П. Освящение церкви на Преображенском кладбище. [Б.м., 6.г.] (о церкви Успения Николы).
  14. Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2. [История Новоблагословенной (единоверческой) церкви.]
  15. Синицын П.В. Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском. -М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1896. -26 с.
  16. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. (оттиск из «Душеполезного чтения» за июль — август 1879).
  17. Субботин Н. И., проф. МДА. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии. -М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1866. −60 с.
  18. То же. Приложение 1. М., 1888 (вид монастыря от Хапиловского пруда).
  19. Ухабы на дороге к храму. Преображенское и вокруг него // Веч. Москва. 1990. 23 марта.
  20. Об открытии Никольского единоверческого монастыря в Москве : Ист. записка / Сост. игум. Филаретом. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1897. −30 с.
  21. ЦИАМ. Фонд 1181: «Никольский единоверческий монастырь», 104 ед. хр., 1854—1921 гг.

Ссылки

  • «Сорок сороков». Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь
  • Статья на сайте Православие.ru: «Преображенское преобразится: на востоке столицы восстановят два монастыря»
  • Статья в энциклопедии «Москва»: «Никольский единоверческий монастырь»
  • Книга о Никольском единоверческом монастыре на сайте Издательства «Компания Спутник+»
  • Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца единоверческий на Преображенском кладбище на Ortho-rus.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на Russian-church.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на Temples.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на BestGuide.ru

Никольский единоверческий монастырь.