Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
ПАК ФА (Т-50)
Т-50 в полёте.
Тип малозаметный многоцелевой истребитель
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель КнААПО
Главный конструктор А. Н. Давиденко[1]
Первый полёт 29 января 2010 года[2]
Начало эксплуатации 2013 год (план)
Статус лётные испытания[2]
Единиц произведено 5[3] (в том числе 2 для наземных испытаний)[4]
Стоимость программы разработки 60 млрд рублей
(2 млрд долларов США)[5]
Стоимость единицы 100 млн долларов США (оценочная, экспортная, для FGFA)[6]
Варианты Т-50УБ/FGFA (англ.)русск.
Т-50К (для ВМФ)
ЛФИ Т-50
 Изображения на Викискладе

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21[7]) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения[8], разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорацииОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50.

Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года[2]. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААПО, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году[9]. В 2013 году должно начаться мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений[10].

Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27[11] в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (англ.)русск. (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).

Содержание

История создания

Проекты советского периода

В конце 1980-х годов ВВС Советского Союза (при ведущей роли 30 ЦНИИ) выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований, РСК «МиГ» разработал проект Микоян 1.44, а КБ Сухого — Су-47. Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолёта, проект 1.44 был позже закрыт из-за прекращения финансирования, а Су-47 стал использоваться в качестве летающей лаборатории[12]. В 2002 году КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолёта, на котором будут использованы некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44.

Т-50 в представлении художника.

Ход работ над комплексом

В 2002 году начались работы по проекту. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005 году началось финансирование разработки[5].

В декабре 2007 года генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что испытания нового самолёта запланированы на 2009 год, а серийное производство должно быть налажено до 2015 года[13].

26 декабря 2008 года главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что к 12 августа 2009 года Россия получит лётный образец самолёта пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух. «Работа над самолётом идёт по плану, все задачи выполняются. В следующем году мы должны получить первые три машины. В настоящее время все они находятся в состоянии сборки, в той или иной степени готовности», — отметил Зелин[14].

По заявлениям главнокомандующего ВВС, к 11 августа 2009 года было собрано три самолёта. По его словам, все они проходят наземные испытания, полёт первого лётного экземпляра сначала был намечен на ноябрь 2009 года[15], а потом на декабрь 2009 года[16].

Лётные испытания российского истребителя пятого поколения, по заявлению вице-премьера РФ Сергея Иванова, должны были начаться «в конце декабря 2009 — начале января 2010 года» [17], в конце 2009 года самолёт действительно совершил пробежки по аэродрому, однако начало лётных испытаний было перенесено на январь 2010 года. Внешний вид самолёта держался в секрете до момента официального пресс-релиза ОКБ Сухого о первом полёте самолёта, что порождало множество слухов и спекуляций. Обеспечение столь высокого уровня секретности в эпоху массового распространения электронной фототехники эксперты называют[источник не указан 408 дней] значительным достижением российских спецслужб.

23 декабря 2009 года были начаты испытания лётного экземпляра ПАК ФА — самолёт выполнил рулёжку и пробежки на аэродроме «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре[18]. В январе 2010 года лётный экземпляр совершил ещё несколько пробежек[2].

25 мая 2010 года член Общественной палаты (ОП) РФ Иосиф Дискин на пресс-конференции в Москве по итогам недавней поездки членов ОП в Бразилию и Аргентину сообщил журналистам, что Бразилия рассматривает возможность участия в совместном с Россией проекте по созданию боевого самолёта пятого поколения[19].

Лётные испытания

29 января 2010 года первый лётный экземпляр ПАК ФА впервые поднялся в воздух[2], совершив полёт длительностью около 45 минут[20].

Второй полёт, снова в Комсомольске-на-Амуре, был выполнен 12 февраля 2010 года[21].

Третий полёт состоялся 15 февраля 2010 года в Комсомольске-на-Амуре и был успешно завершён[22].

Испытательные полёты были прекращены до середины марта в связи с доработками авионики, после чего были выполнены ещё 4 испытательных полёта, затем истребитель был отправлен в ЛИИ им. Громова в Жуковский[23]. Глава компании «Сухой» Михаил Погосян отметил, что уже в ходе первых полётов были проверены углы крена и достигнут угол атаки в 27° — при испытаниях самолёта Су-27 таких результатов удалось добиться только через несколько месяцев после того, когда машина впервые поднялась в воздух[24].

На 6 апреля 2010 года ПАК ФА выполнил шесть испытательных полётов, все они признаны успешными. Как заявляют в оборонно-промышленном комплексе, серьёзных доработок самолёт не требует[25].

8 апреля 2010 года из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский на военно-транспортном самолёте ВВС России Ан-124 «Руслан» был доставлен первый лётный образец ПАК ФА, а также комплексный наземный стенд, на котором проводится отработка оборудования и систем в обеспечение программы лётных испытаний[26].

29 апреля 2010 года в Жуковском стартовал основной этап лётных испытаний. Состоялся седьмой испытательный, и первый на основном этапе, полёт нового российского истребителя. Машина провела в воздухе 40 минут. Так же как и в первом вылете в Комсомольске-на-Амуре, самолётом управлял Сергей Богдан[27].

23 мая 2010 года на международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia 2010, проходящей в Москве, заместитель главкома ВВС по вооружению генерал-майор Олег Бармин в интервью «Интерфаксу-АВН» заявил, что «Испытания идут нормально, у нас нет никаких озабоченностей»[28].

17 июня 2010 года ПАК ФА завершил первый этап лётных и наземных испытаний, совершив 16-й полёт на аэродроме им. Громова (Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) в подмосковном Жуковском) под управлением лётчика-испытателя Сергея Богдана. За полётом наблюдал премьер-министр РФ Владимир Путин[4][29].

22 ноября 2010 года — первый лётный экземпляр ПАК ФА совершил 40 полётов, до конца 2010 года к летным испытаниям должна была присоединиться вторая машина[30].

3 марта 2011 года — В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет второго опытного образца[31][32].

14 марта 2011 года в ходе летных испытаний ПАК ФА Т-50 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полетов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях[33].

По состоянию на конец мая 2011 года два опытных лётных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 60 полётов[34].

10 августа 2011 года второй лётный образец ПАК ФА — Т-50-2(б/н 52) через четыре месяца после первого полёта с заводского аэродрома КнААПО совершил свой первый полёт в ЛИИ им. Громова[35].

По состоянию на 16 августа 2011 года два опытных лётных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 84 полёта[36].

17 августа 2011 года ПАК ФА впервые продемонстрирован широкой публике на авиасалоне МАКС-2011. Самолет совершил пятиминутный демонстрационный полет.

21 августа 2011 года, на МАКС-2011 при разгоне самолета ПАК ФА (Т-50-2, б/н 52), была видна вспышка, после чего был выпущен тормозной парашют, и самолет остановился в пределах взлетной полосы. Причиной инцидента стал сбой в работе автоматики силовой установки двигателя. По мнению специалистов, речь идет только о нестабильной работе датчика, следящего за некоторыми параметрами силовой установки.[37]

Сотый полет был совершен 3 ноября.[38]

22 ноября 2011 года состоялся первый полёт третьего опытного образца авиационного комплекса пятого поколения (Т-50-3, б/н 53). Самолёт пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан. Истребитель провел в воздухе чуть более часа и совершил посадку на взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома. Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием. В ходе полета была проведена проверка устойчивости самолета, оценка работы систем силовой установки. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной летной программы. Летчик отметил надежную работу всех систем и оборудования[39].

По состоянию на 8 февраля 2012 года прототипы ПАК ФА совершили более 120 полётов. До конца 2012 года к испытаниям будет подключён четвёртый лётный прототип[40].

Экземпляры Т-50

Т-50

Экземпляр Бортовой номер Примечания
Опытные
Т-50-0/Т-50-КПО Конструктивно-подобный образец для наземных и прочностных испытаний
Т-50-КНС Комплексный натурный стенд (КНС) для наземных испытаний
Т-50-1 51 Первый летный прототип. Первый полет состоялся 29 января 2010 года.
Т-50-2 52 Второй летный прототип. Первый полет состоялся 3 марта 2011 года.
Т-50-3 53 Третий летный прототип. Первый полет состоялся 22 ноября 2011 года.
Т-50-4 54 Четвёртый летный прототип. На этапе окончательной сборки. Первый полет запланирован на конец 2012 года.
Т-50-5 55 Пятый летный прототип. Запланирован.
Т-50-6 56 Шестой летный прототип. Запланирован.

Экспортная модификация

Экспортная модификация ПАК ФА получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft). После того, как ОКБ «Сухой» выиграло тендер на разработку самолёта, руководство компании, ввиду высокой стоимости проекта, в 2000 году обратилось к индийцам, с которыми ранее заключались договоры на поставку Су-30МКИ. Глава «Сухого» Михаил Погосян во время обеда в Москве с офицером индийских ВВС «доверительно сообщил», что «завершена разработка истребителя нового поколения, который станет таким же передовым как американский F-22 Raptor. Экономика России была разрушена, но „Сухой“ будет создавать новый высокотехнологичный истребитель, если Индия станет партнером, понеся расходы на разработку самолета в стенах Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНААПО)»[41].

Для ознакомления с проектом в ОКБ «Сухого» приезжали в том числе главком ВВС, министр обороны, и даже президент Индии. Самолет им понравился, но от участия в работе над ним они вежливо отказались, обосновав это тем, что им нужен не двухдвигательный истребитель пятого поколения, который делает «Сухой», а легкий, с одним двигателем. Исходя из этого предполагалось, что Индия рассчитывала купить у США готовый истребитель пятого поколения F-22 Raptor (у него тоже два двигателя) или начинающий предсерийные испытания F-35 (JSF), у которого один двигатель. Но переговоры прошли безрезультатно, после чего индийцы согласились принять участие в проекте.

17.10.2007 было подписано межправительственное соглашение о совместной разработке экспортного варианта истребителя пятого поколения. На первом этапе проекта участие индийской стороны должно было быть чисто финансовым, а первоначальная стоимость работ оценивалась в 10 млрд долларов. Затем индийские специалисты должны будут при участии российских коллег доработать машину под собственные нужды[42].

22.11.2008 ОАК и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения[43]. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания займётся разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте возьмёт на себя российская компания «Сухой»[44].

В конце 2009 года индийской делегации был продемонстрирован образец самолета, от которого, по выражению одного из членов делегации (об этом в начале января написала индийская газета «Business Standard»), «эффект был как от удара током»[41].

31.08.2010 в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» в рамках процесса по подготовке контракта между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения состоялась демонстрация нового российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также индийской самолетостроительной корпорации HAL[45]. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 процентов. Общая стоимость проекта оценивается в восемь-десять миллиардов долларов. Предполагается, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт[46].

Стоимость

17.06.2010 17 июня 2010 года премьер РФ Владимир Путин после наблюдения за ходом испытаний самолёта заявил, что «на первом этапе создания самолёта было потрачено 30 миллиардов рублей, ещё столько же требуется для завершения проекта». Он пояснил, что затем начнётся модернизация двигателя, вооружения и так далее[5]. При этом, по словам Путина, самолёт будет в 2,5-3 раза дешевле зарубежных аналогов[47].

Конструкция

Общие сведения

Бо́льшая часть информации о ПАК ФА является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Т-50 больше F-22 и примерно равен Су-27. По массе — относится к тяжелому классу истребителей, аналогично Су-27. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: простой и дешёвый в обслуживании, развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, малозаметный и многофункциональный.

На данный момент можно судить только об облике первых экземпляров, предназначенных для исследования прочностных и летных характеристик конструкции. На них отсутствуют многие системы серийных самолетов. Полный комплекс бортового оборудования будет устанавливаться начиная с третьего летного экземпляра. Поэтому облик серийной машины по-прежнему неизвестен.

Кабина

Кабина Т-50 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолета. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Имеется генератор кислорода.

Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15", одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полетной информации выше-справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.

Органы управления — центральная РУС и боковая РУД.

Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть фонаря у Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у Т-50-2 переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменен. С внутренней стороны фонаря наносится радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность на 30%[48]

23.05.2010 генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков сообщил Интерфаксу о том, что на ПАК ФА будет установлено катапультное кресло пятого поколения. По его словам, новое кресло по ряду параметров превосходит предыдущие кресла, стоящие на самолётах ВВС России. Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолёта. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа, крена, угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика — от 44 до 111 кг[49]. Испытания нового кресла проходят параллельно с испытаниями самолёта. По его словам, завершить испытания катапультного кресла нового поколения планируется в 2010 году. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на ПАК ФА также будут новыми. Их разработка и испытания также завершатся в этом году, добавил конструктор[50].

Планер

Вид сбоку с шасси
Вид сверху
Вид снизу

Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме[51] с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом[52], плавно сопряженным с фюзеляжем[51]. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и −14° соответственно[51]. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла присутствуют скосы. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью[51]. Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26°. В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолета. Аэродинамический тормоз отсутствует — вместо него для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.

Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. От поворотной части наплыва назад на несколько метров тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения. В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолета. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.

Шасси Т-50 трехстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полета. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу, составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколесная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси, находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия бокового ветра. Основные стойки шасси одноколесные (диаметр колес — 1м) и оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При уборке основные стойки совершают поворот по двум осям.

В значительной степени форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех истребителей пятого поколения (см. раздел Малозаметность).

Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов — по словами главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %. Также он отметил что по сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоемкость и сократить время изготовления, что выливается в снижение цены машины[53]. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП «ВИАМ» для Т-50 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолета[54].

Двигатели

АЛ-41Ф1

Двигатель Изделие 117С на МАКС-2007

На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, которые должны поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — «АЛ-41Ф1» (Изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, созданный «НПО „Сатурн“» по заказу «ОКБ Сухого», удовлетворяющий всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. Двигатель второго этапа будет разработан в течение 10—12 лет с даты начала тендера Минобороны РФ, в котором будут участвовать ОДК и «Салют»[55].

По словам управляющего директора НПО «Сатурн» Ильи Фёдорова, на прототипе ПАК ФА установлен[56]

новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35С, как писали некоторые СМИ и говорили некоторые «специалисты». Он отвечает всем требованиям, которые были предъявлены нам компанией «Сухой».

От двигателя для Су-35С (Изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, полностью цифровая система управления, новая турбина и улучшенные расходные характеристики[56]. Сейчас отдельные его узлы и агрегаты совершенствуются и проходят испытания[57].

«Тип 30»

По словам генерального конструктора ОАО «НПО Сатурн» Виктора Чепкина[58]

фактически уже есть два двигателя 5-го поколения. Второй, который сейчас условно называется «тип 30», уже испытывался в полете на истребителе «Т-50». В дальнейшем ему, наверное, дадут имя «АЛ-…». По своим параметрам он на 15-25 процентов превосходит «117-й»

«Изделие 129»

13 апреля 2011 года управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров объявил, что создание реактивного двигателя второго этапа («Изделие 129») для истребителя Т-50 (ПАК ФА) ведется с опережением сроков. По его словам, на данном этапе подразделения НПО 'Сатурн' и взаимодействующих структур работают в Москве, Рыбинске и других подразделениях над эскизным проектом двигателя. Согласно существующим планам, двигатель первого этапа (АЛ-41Ф1) будет использоваться на прототипах самолета и первых серийных моделях, которые начнут поступать на вооружение ВВС России в 2015 году (при этом продолжение выпуска АЛ-41Ф1 Федоров назвал экономически невыгодным), тогда как двигатель второго этапа («Изделие 129») будет устанавливаться на более поздние партии ПАК ФА. Завершение опытно-конструкторских работ и поставка первых двигателей министерству обороны России планируются на 2015 год (одновременно с началом поставок истребителя). На данном этапе о новом двигателе известно лишь то, что «Изделие 129» будет отличаться от АЛ-41Ф1 увеличенной тягой, а также более высокой топливной эффективностью. По некоторым предположениям, двигатель второго этапа сможет развивать тягу в 107 кН в крейсерском режиме полета и в 176 кН в режиме форсажа. Кроме того, вероятно, будет значительно увеличен межремонтный ресурс[59].

Вооружение

УРВВ РВВ-АЕ на МАКС-2009

Исходя из опубликованных изображений прототипа ПАК ФА, можно предположить, что ракеты класса «воздух-воздух» находятся внутри двух одинаковых внутренних отсеков, установленных друг за другом, длиной приблизительно 5 метров и шириной 1,2—1,3 метра каждый, кромки створок имеют пилообразную форму для снижения радиолокационной заметности. Размеры этих отсеков также позволяют предположить, что в них может быть размещено до восьми модернизированных ракет РВВ-АЕ со складывающимся оперением, известными как «изделие 180». Дополнительно предусмотрена возможность установки шести внешних подкрыльевых узлов подвески для увеличения полезной нагрузки.
По имеющимся фотографиям ПАК ФА можно предположить, что имеется место для установки одной пушки для ведения ближнего воздушного боя.

12 марта 2011 года в пресс-клубе в Нью-Дели глава «BrahMos Aerospace» Шиватхану Пиллаи сообщил журналистам, что ракетами «БраМос» будут оснащаться российско-индийские самолеты ПАК ФА, принятые на вооружение индийскими ВВС, после того, как вес ракеты будет уменьшен до двух тонн[60].

Радио- и оптоэлектронное оборудование

Прототип Н036 — РЛС с АФАР для ПАК ФА, представленный НИИП на МАКС-2009
ОЛС для самолётов Су. МАКС-2009

По заявлениям Юрия Белого, генерального директора НИИП, радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании[61]. Так, на самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку». Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief (англ.)русск., уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система ПАК ФА будет содержать 5 встроенных антенн[62].

На ПАК ФА планируется устанавливать новую РЛС с АФАР, разработки НИИП[63], содержащей 1526 приёмо-передающих модулей[64], что обеспечит самолёту большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения по ним управляемого ракетного оружия. Плоскость ФАР расположена под наклоном, что несколько снижает её мощность при работе по наземным целям, однако существенно снижает её вклад в ЭПР самолёта. Радар построен полностью на российской элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs) и передовых технологий антенных систем с электронным управлением лучом[61]. Новый радар был впервые представлен общественности на авиасалоне МАКС-2009, где представитель НИИП сообщил, что испытания РЛС были начаты в ноябре 2008 года, работы по совместным испытаниям с другими системами самолёта — летом 2009 года, а выпуск первой полностью готовой к боевому применению БРЛС запланирован на середину 2010 года[63].

Кроме основной БРЛС на МАКС-2009 также была представлена дополнительная РЛС для ПАК ФА L-диапазона, конструктивно размещаемая в предкрылке. Применение дополнительной РЛС, разнесённой с основной как по положению, так и по частотному диапазону, позволит не только увеличить помехозащищённость и боевую живучесть конструкции, но и в значительной степени нейтрализует технологии снижения заметности самолётов противника, которые способны уменьшить заметность лишь в определённом диапазоне длин радиоволн. Предполагается, что подобные РЛС смогут быть также размещены в любых конструктивных элементах планера[65].

По мнению некоторых зарубежных экспертов, ПАК ФА будет оснащён новой оптико-локационной станцией «ОЛС-50М», которая позволит получить преимущество в обнаружении малозаметных воздушных целей и может стать первичным датчиком в воздушном бою с самолётами F-22 и F-35[66].

В состав радиолокационного комплекса Ш-121 входят: антенная система переднего обзора Н036-1-01, антенная система L-диапазона Н036L-1-01 и антенные системы бокового обзора — Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б.[67]

Малозаметность

Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения вероятности обнаружения самолета в радио-, инфракрасном и видимом диапазонах длин волн, а также акустически. Результатом этих мер является повышение выживаемости истребителя во время боевых действий[68].

Снижение заметности Т-50 в радиодиапазоне обеспечиваются формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета. В частности кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов. В некоторых случаях (напр. в остеклении кабины) применяются отражающие материалы. Также снижение радиозаметности стало одной из основных причин размещения части вооружения во внутренних отсеках[69]. Благодаря этим мерам отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. Последний таким образом не получает информацию о пространственном положении и скорости самолета. Поскольку абсолютной незаметности добиться невозможно, всегда присутствует сигнал, который, отразившись от самолета, все-таки возвращается к источнику. Его характеристика выражается значением эффективной площади рассеяния (ЭПР), снижение которой по сути и является основной целью мер понижения радиозаметности. Значение ЭПР самолета (объекта сложной формы) существенно зависит от направления, из которого исходит излучение. Как правило ЭПР малозаметных истребителей намеренно делается ниже в передней полусфере, чем в задней, что определяется тактикой их применения. Стоит заметить, что вышеприведенные меры наиболее эффективны против РЛС с совмещенными приемниками и передатчиками.

Снижение заметности в видимом диапазоне обеспечивается маскировочным окрашиванием планера. Маскировочная окраска может быть защитной, сливающейся с фоном, и деформирующей, искажающей зрительное восприятие формы самолета. Последнее достигается использованием более темных тонов при покраске выделяющихся частей и краев планера, а более светлых — для покраски не выделяющихся, центральных частей[70]. Окраска первого летного экземпляра Т-50 — зимняя, деформирующая.

Снижение тепловой и акустической заметности в значительной степени определяется конструкцией двигателей самолета (см. раздел Двигатели).

Также важную роль в малозаметности истребителя играет его способность оперативно получать информацию о противнике, не обнаруживая себя. Для этого самолет должен иметь систему пассивных датчиков и надежные каналы обмена информацией (см. раздел Радио- и оптоэлектронное оборудование).

Зарубежные эксперты, проводившие анализ первого прототипа, пришли к выводу, что Т-50 является прекрасным первым успехом российских инженеров в проектировании самолёта с использованием технологий малозаметности. Однако они отмечают, что первый прототип создан в первую очередь для испытаний лётно-технических возможностей, а не технологий малозаметности и судить о его будущих возможностях в этой области пока рано. Вместе с тем, можно констатировать, что Т-50 — это удачный компромисс между высокими лётными качествами и малозаметностью, который в сочетании с продвинутыми средствами обнаружения (РЛС с АФАР L-диапазона, оптико-локационная станция) позволит серийным образцам добиться превосходства в воздухе над всеми существующими в настоящее время самолётами[71].

Заявления и публикации

1 марта 2010 года премьер-министр Владимир Путин посетил[72] опытно-конструкторское бюро «Сухого». Во время визита главный конструктор самолёта ПАК ФА Т-50 А. Н. Давиденко заявил:[73]

Самолёты четвёртого поколения — российские Су-27 или американский F-15 — имеют коэффициент отражённой поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолёта, в пределах 12 квадратных метров. У самолёта F-22 (американский истребитель пятого поколения) — 0,3-0,4 кв.м. У нас аналогичные требования к заметности.

В опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук» том 73, № 9, с. 848 (2003) статье «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий» в основу которой положено научное сообщение на Президиуме РАН, авторы Михаил Погосян — чл.-корр. РАН, директор ГУП авиационно-промышленного комплекса «Сухой» и Андрей Лагарьков — чл.-корр. РАН, директор Института теоретической и прикладной электродинамики Объединённого института высоких температур РАН, дают такую оценку ЭПР истребителям 5-го поколения[74]:

Если в 1980-х годах самолёты типа F-15 имели ЭПР более 10 м², то у модернизированного авиационного комплекса ЭПР составляет 1—1,5 м², а у перспективных авиационных комплексов пятого поколения, таких как F-22, JSF, — 0,3 м².

По заявлениями сайтов F-16.net и global security, ЭПР многоцелевого истребителя F-22 Raptor составляет ~0,0001 м²[75][76], что полностью противоречит заявлениям российских специалистов. Это может говорить только о засекреченности реальных данных об ЭПР самолетов и не исключено, что они могут быть как занижены (с американской стороны), так и завышены (с российской).

Тактико-технические характеристики (предположительные)

Приведённые ниже характеристики частично являются расчётными[77][78][51][59].

Технические характеристики

Т-50 в трёх проекциях
  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 19,4 м
  • Размах крыла: 14 м
  • Размах заднего ГО: 10,8 м
  • Высота: 4,8 м
  • Площадь крыла: 90 м²
  • Угол стреловидности:
    • по передней кромке:
      • поворотной части: 78°
      • остальной: 48°
    • по задней кромке: −14°
  • База шасси: 6 м
  • Колея шасси: 5 м
  • Масса:
  • Нагрузка на крыло:
    • при максимальной взлётной массе: 394 кг/м²
    • при нормальной взлётной массе:
      • с 63 % топлива: 294 кг/м²
      • со 100 % топлива: 330 кг/м²
  • Двигатель:
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с 63 % топлива: 1,13 (~1,36 с «Изделием 129») кгс/кг
      • cо 100 % топлива: 0,98 (~1,17 с «Изделием 129») кгс/кг
    • при максимальной взлётной массе: 0,85 (~1,01 с «Изделием 129») кгс/кг

Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 2125—2600 км/ч (2,0—2,45 М)
  • Максимальная бесфорсажная скорость: 1300—2100 км/ч (1,1—2,0 М)
  • Практическая дальность:
    • на крейсерской скорости:
      • с 63 % топлива: 2700 км
      • со 100 % топлива: 4300 км
      • с 2 ПТБ: 5500 км
    • на бесфорсажной сверхзвуковой скорости:
      • с 63 % топлива: 1200 км
      • со 100 % топлива: 2000 км
  • Продолжительность полёта: до 5,8 ч
  • Практический потолок: 20000 м
  • Скороподъёмность: 350 м/с
  • Длина разбега/пробега: 350 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 10—11 g
  • ЭПР: по данным различных источников от 0,005 до 0,3 м²

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
  • Боевая нагрузка: 1310—10000 кг
    • для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)
    • против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)
  • Точки подвески:

Во внутренних бомбоотсеках будут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД[81], средней дальности РВВ-СД[81] (Изделие 180) и большой дальности РВВ-БД (Изделие 180-БД)[82][81]. Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности[81], чувствительности[81], помехозащищённости[81] и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полёта[81], что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений[81]. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвески[78]. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов[81], включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы [81].

Авионика

РЛС — проектируемая Н036 с активной фазированной антенной решеткой. Использование на ранних этапах РЛС Н035 Ирбис невозможно из-за несоответствия габаритов, однако, в разрабатываемой Н036 использована часть технологий, применяемых на Н035 Ирбис.

В 2009 году на МАКС-2009 был впервые показан прототип Н036. В одном из интервью Михаил Погосян сообщил, что испытания истребителя пятого поколения с новой РЛС должны начаться во второй половине 2010 года. Из известных характеристик: число ППМ — 1526 штук, размеры антенного полотна — около 700 × 900 мм[51]

Характеристики РЛС Н035 Ирбис:

  • Диапазон частот: X (8—12 ГГц)
  • Диаметр ФАР: 900 мм
  • Цели:
    • Обнаружение и сопровождение 4 наземные + 30 воздушных
    • Одновременный обстрел: 8
  • Дальность обнаружения целей:
    • с ЭПР 3 м² до 400 км
    • с ЭПР 1 м² до 300 км
    • с ЭПР 0,5 м² до 240 км
    • с ЭПР 0,1м² до 165 км
    • с ЭПР 0,01м² до 90 км
  • Углы обзора: 240° (±120°)
  • Мощность: 5000 Вт


Сравнение ТТХ ПАК ФА (Т-50) с аналогами

ПАК ФА (Т-50) F-22 Raptor[83] Chengdu J-20[84] Mitsubishi ATD-X
Внешний вид
Первый полёт, год 2010 1997 2011
Год принятия на вооружение 2005
Максимальная взлётная масса, кг 37 000 38 000 ~36 000 н/д
Максимальная скорость, км/ч 2 600 2 100 2 500 н/д
Боевой радиус, км н/д 760 — 1 100 н/д н/д
Дальность без ПТБ c боевой нагрузкой, км 2 700 1 900 2 000 н/д
Максимальная дальность (100% топлива внутри + 2 ПТБ), км 5 500 3 330 5 500 н/д
Рабочий потолок, м 20 000 20 000 20 000 н/д
Совместная тяга двигателей, кгс 2 х 17 600 2 х 15 876 н/д н/д
Применение технологий снижения заметности да да да да
Единиц произведено 5 195[85] 2 н/д

13 февраля 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки, меньшей величине разбега и пробега, а также выглядит лучше зарубежных аналогов по характеристикам бортового оборудования[86].

ПАК ФА в сувенирной и игровой индустрии

Российская компания «Звезда» по лицензии ОКБ «Сухой» производит модель истребителя в масштабе 1:72 под названием «Су-50 (Т-50)»[87]

См. также

  • Истребитель пятого поколения
  • Стелс-технология
  • МиГ 1.44 — опытно-экспериментальный советский прототип истребителя пятого поколения.
  • F-22 Raptor — американский многоцелевой истребитель пятого поколения.
  • Northrop/McDonnell Douglas YF-23 — прототип многоцелевого истребителя пятого поколения, разработанный компаниями Northrop Grumman и McDonnell Douglas.
  • F-35 Lightning II — семейство американских малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения.
  • Mitsubishi ATD-X — экспериментальный японский истребитель с технологией «стелс».
  • Chengdu J-20 — китайский истребитель пятого поколения.

Примечания

  1. «СУ»ДАРЬ расправляет крылья
  2. ↑ Российский истребитель пятого поколения поднялся в воздух. Lenta.ru (29 января 2010). Проверено 14 августа 2010.
  3. Т-50 / И-21 / ПАК ФА. — «По состоянию на 20 августа 2009 г. созданы два или три технических образца Т-50 (1—2 Т-50-КПО и 1 Т-50-КНС) для наземных испытаний и ведётся сборка первого лётного прототипа Т-50-1 […] 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет на Т-50-1 продолжительностью 47 минут […]. Второй полет Т-50-1 в камуфляжной окраске ВВС России состоялся 12.02.2010 г. в Комсомольске-на-Амуре.»  Проверено 12 февраля 2010.
  4. ↑ Испытания истребителя пятого поколения проходят успешно  (рус.)
  5. ↑ Путин: на создание истребителя пятого поколения нужно ещё 30 млрд руб  (рус.)
  6. Индия потратит на истребители пятого поколения 25 миллиардов долларов
  7. Журнал «Взлёт» № 12 / 2005. Впервые представлены общие данные о главной перспективной военной программе «Сухого» — программе разработки Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), имеющего также названия И-21 и заводской индекс Т-50 (оба эти наименования публикуются «Сухим» официально впервые).
  8. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  9. Ставки удвоены  (рус.). vz.ru (19 июля 2010). Проверено 20 июля 2010.
  10. Минобороны назвало дату начала закупок ПАК ФА для ВВС. Лента.ру (12 июля 2007). Проверено 12 июля 2010.
  11. ВВС РФ 2020 (24 сентября 2007 года). Проверено 20 сентября 2009.
  12. Плоская лягушка, Лента.Ру (29.01.2010). Проверено 7 февраля 2010.
  13. http://www.rian.ru/weapons/20071206/91128740.html (недоступная ссылка)
  14. В 2009 г. первый летный образец российского самолета пятого поколения поднимется в воздух — главком ВВС. АРМС-ТАСС (26 декабря 2008). Проверено 14 августа 2010.
  15. Пресс-конференция главнокомандующего РФ. телеканал «Звезда» (11.08.2009). — Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин: «Что касаемо пятого поколения, то три образца по гособоронзаказу уже созданы и завершается сборка летающего образца. Меня просили сроки не называть, но когда Владимир Владимирович Путин был в Комсомольске-на-Амуре, я сказал, что в ноябре он должен полететь». Проверено 27 августа 2009.
  16. Первый полет самолета пятого поколения может состояться в декабре. РИА Новости (26 ноября 2009). Проверено 14 августа 2010.
  17. Лётные испытания истребителя пятого поколения начнутся в конце декабря - начале января - вице-премьер Иванов. ИТАР-ТАСС (23.12.2009).
  18. Начались испытания российского истребителя пятого поколения  (рус.). lenta.ru (24.12.2009, 14:47:44). — Российский перспективный истребитель пятого поколения - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) — совершил первые пробежки на аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО). Проверено 24 декабря 2009.
  19. Бразилия намерена вместе с Россией работать над истребителем 5-го поколения  (рус.)
  20. Первый полет российского истребителя пятого поколения прошёл успешно. lenta.ru (29.01.2010). Проверено 29 января 2010.
  21. ПАК ФА успешно выполнил второй полет. Lenta.ru (12 февраля 2010). Проверено 12 февраля 2010.
  22. Третий полет российского истребителя пятого поколения прошёл "без замечаний". NEWSru.com (15.02.2010).
  23. ПАК ФА Т-50
  24. АРМС-ТАСС
  25. ПАК ФА выполнил шесть испытательных полётов. infox.ru (06.04.2010).
  26. Истребитель пятого поколения доставлен в Жуковский для продолжения программы наземных и лётных испытаний. Компания «Сухой» (08.04.2010).
  27. Истребитель пятого поколения выполнил первый испытательный полет в Жуковском
  28. Испытания истребителя 5-го поколения идут по графику — ВВС России  (рус.)
  29. Путин понаблюдал за испытательным полётом истребителя пятого поколения  (рус.)
  30. «Сухой»: второй истребитель 5-го поколения начнет полеты до конца года
  31. Компания «Сухой» подключила к программе летных испытаний второй ПАК ФА
  32. Россия подняла в воздух второй боевой самолет 5 поколения
  33. ПАК ФА впервые преодолел звуковой барьер
  34. Два опытных ПАК ФА выполнили 60 полетов — компания «Сухой»
  35. Сухой Т-50 52 тип Лысенко Сергей (c)
  36. ПАК ФА совершил 84 полета
  37. Названа причина инцидента с истребителем пятого поколения на МАКСе
  38. В ходе летных испытаний по программе ПАК ФА совершено 100 полетов — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  39. Компания «Сухой» подключила к программе летных испытаний третий ПАК ФА (22.11.2011).
  40. В 2012 году четвертый истребитель пятого поколения Т-50 подключится к испытаниям. ИТАР-ТАСС (08.02.2012).
  41. ↑ Стоявший на сибирском аэродроме ПАКФА оказал на индийцев «электрический эффект»! (рус.)
  42. Надежды и риски пятого поколения. Индия и Россия вместе приступят к созданию истребителя будущего.  (рус.)
  43. HAL и ОАК подписали контракт на разработку истребителя 5-го поколения. «АРМС-ТАСС» (26.12.2008).
  44. Индия разработает четверть истребителя пятого поколения. Lenta.ru (08.01.2010).
  45. ПАК ФА показали индийской делегации  (рус.)
  46. Россия показала возможности ПАК ФА индийцам  (рус.)
  47. Путин: истребитель пятого поколения будет в 3 раза дешевле аналогов (рус.)
  48. Lenta.ru: Оружие: В России создано защищающее от радиации покрытие стекла
  49. Истребитель. Катапульта для пятого поколения  (рус.)
  50. На ПАК ФА установили катапультное кресло пятого поколения  (рус.)
  51. 1 2 3 4 5 6 Андрей Фомин «Пятое поколение: у нас и у них» (приложение к журналу «Взлет»). — Москва: Аэромедиа, 2010. — С. с 38. — 60 с.
  52. Описание изобретения к патенту. Самолет интегральной аэродинамической компоновки.  (рус.). Федеральная Служба по Интеллектуальной Собственности, Патентам и Товарным Знакам (27.01.2012).
  53. Интервью с главным конструктором ПАК-ФА Давиденко  (рус.). «Красная звезда» (24.03.2010).
  54. ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ – головная организация в отрасли нанотехнологий  (рус.). «Красная звезда» (05.05.2010).
  55. На второй истребитель пятого поколения ПАК ФА установлен двигатель. РИА Новости (11.03.2010).
  56. ↑ «СУ»дарь расправляет крылья  (рус.) (html). «Красная звезда». (24 марта 2010 года). Архивировано из первоисточника 7 мар 2011 20:11:52 GMT. Проверено 14 марта 2011.
  57. Двигатель истребителя Т-50 не имеет аналогов ни в России, ни в мире. РИА Новости (29.01.2010).
  58. Виктор Чепкин. Наш ответ… бразильцам?
  59. ↑ «Изделие 129» для ПАК ФА создадут раньше срока  (рус.)
  60. Индия оснастит российско-индийские истребители пятого поколения сверхзвуковой крылатой ракетой «БраМос»  (рус.)
  61. 1 2 Национальный аэрокосмический журнал «Взлёт» № 8-9 (август-сентябрь) 2009
  62. Дегустация «Сухого».  (рус.). Московский Комсомолец (26 января 2010 17:50). Проверено 26 января 2010.
  63. ↑ Flight Global обнаружило на МАКС-2009 бортовую РЛС от ПАК ФА  (рус.). Новости ВПК (31.08.2009). Проверено 6 сентября 2009.
  64. Russia's T-50 nears flight test  (англ.) (Октябрь 2009).
  65. 100 истребителей Су-30МКИ получат радары с АФАР и «умную обшивку»  (рус.). Военный паритет (21.07.2009). Проверено 16 октября 2009.
  66. Russia’s PAK-FA versus the F-22 and F-35  (англ.). Air Power Australia (30 марта 2009 года.).
  67. Открытый конкурс на право заключить договор на реализацию проекта "Реконструкция производства ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод»
  68. Размерность истребителей  (рус.) (19.03.2007).
  69. ПАК ФА заставит американцев изменить программу развития тактической авиации  (рус.).
  70. Общие положения по маскировочной окраске самолетов  (рус.).
  71. Assessing the Sukhoi PAK-FA  (англ.). Air Power Australia (15.02.2010).
  72. http://www.1tv.ru/news/n161955 Видео: визит премьер-министра Владимира Путина в Опытно-конструкторское бюро Сухого 1 марта 2010 года
  73. http://rus.ruvr.ru/2010/03/01/4947545.html Главный конструктор самолёта ПАК ФА Т-50 — А. Н. Давиденко об ЭПР F-22 и ПАК-ФА
  74. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_10/STELLS.HTM «Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий.» Авторы: А. Н. Лагарьков, М. А. Погосян. ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 73, № 9, с. 848 (2003)
  75. F-35 Joint Strike Fighter (JSF) Lightning II
  76. New F-22 Raptor performance statistics released
  77. ТТХ проекта Т-50 на сайте www.warfare.ru
  78. ↑ ПАК ФА — информация на сайте paralay.com
  79. 17.03.10 В двигателе, на котором сегодня летает Т-50, принципиально новых материалов нет — интервью с главой НПО «Сатурн» — Военный паритет
  80. ↑ Россия выкатила истребитель 5-го поколения на старт «Ракеты и бомбы будут располагаться на 16 точках подвески, из них 8 — внутри фюзеляжа, и ещё столько же — под крыльями»
  81. ↑ Как победить в ракетной гонке
  82. УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ
  83. F-22 RAPTOR
  84. PLAAF poster describing specifications of J-20
  85. В США состоялась выкатка последнего истребителя F-22
  86. Т-50 превосходит американский и китайский аналоги - главком ВВС России. РИА Новости (13.02.2012).
  87. http://www.zvezda.org.ru/images/sets/7275.gif

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
Сайты и ресурсы
  • КБ «Сухой» — главный разработчик ПАК ФА
  • ПАК ФА на Warfare.ru
  • Информация о ПАК ФА на сайте «Стелс Машины»
Книги
  • Пятое поколение: у нас и у них  (рус.)
Статьи
  • Взлетел! Первый полет российского истребителя пятого поколения прошёл успешно  (рус.)
  • Российский истребитель пятого поколения успешно отлетал первые 45 минут  (рус.)
  • Плоская лягушка. Российский истребитель пятого поколения совершил первый полет  (рус.)
  • Россия демонстрирует военную мощь с помощью «футуристического» истребителя  (рус.)
  • Инфографик по сравнительным характеристикам Т-50 и F-22 Raptor  (рус.)
  • П.Бутовски. Русское «5-е поколение» начинает взлёт!  (рус.)
  • Индия обнародовала подробности об истребителе на базе ПАК ФА  (рус.)
  • В.Сычев. Индия раскрыла характеристики истребителя на базе ПАК ФА  (рус.)
Видео
  • Первый полет ПАК ФА — видео от пресс-службы «Сухого»
  • Репортаж канала «Россия 24» о первом полёте ПАК ФА
  • Репортаж канала «НТВ» о первом полёте ПАК ФА
  • Видео с презентации ПАК ФА
Фотографии
  • Фотографии пресс-службы Сухого с первого полета ПАК ФА
  • ПАК ФА Т-50 в Жуковском (новые фотографии)  (рус.)
  • Галерея фотографий ПАК ФА на сайте paralay.com  (рус.)
  • Фотографии первого и второго прототипа ПАК ФА (Т-50) в полёте (2010-2011).


Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации.