Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Петров, Николай Павлович (учёный)
Николай Павлович Петров
Дата рождения:

13 (25) мая 1836(1836-05-25)

Место рождения:

Трубчевск, Орловская губерния, Российская империя

Дата смерти:

15 января 1920(1920-01-15) (83 года)

Место смерти:

Туапсе

Страна:

 Российская империя

Альма-матер:

Николаевский Военный инженероно-технический университет

Научный руководитель:

М. В. Остроградский

Известен как:

основоположник гидродинамической теории смазки

Награды и премии


Золотая медаль Русского технического общества

Николай Павлович Петров (13 (25) мая 1836, Трубчевск, Орловская губерния — 15 января 1920, Туапсе) — русский ученый и инженер, Инженер-Генерал, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки.

Биография

Родился в семье военного. Образование получал в Константиновском кадетском корпусе, а высшее оразование получил закончив Николаевский Военный инженероно-технический университет и став военным инженером в 1858 году. Затем там-же служил на кафедре математики под руководством известного ученого М. В. Остроградского, передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении практических задач. Будучи вольнослушателем Технологического института, Н. П. Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе в коллективе талантливого конструктора профессора И. А. Вышнеградского.

В 1865 г. был направлен за границу для изучения прикладной механики. По возвращении читал лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. После присвоения в 1867 г. звания адъюнкт-профессора практической механики Инженерной академии выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 г. кафедру железнодорожного дела. В это время начинается научная деятельность Н. П. Петрова в области трения, износа и смазки. В 1873 г. стал членом Инженерного совета Общества российских железных дорог, принимал участие в строительстве Транссибирской железной дороги.

В 1883 г. в «Инженерном журнале» издается первая работа Н. П. Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», в 1886 г. была опубликована вторая работа «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 третья книга — «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов». В 1900 г. в «Записках» Академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Н. П. Петрова «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике.

В 1892 г. Н. П. Петров был назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения, а в 1893 г. — заместителем министра путей сообщения. В 1894 г. избирается почетным членом Петербургской академии наук. С 1896 по 1905 г. был председателем Русского технического общества.

С 1900 года — член Государственного Совета. В Реформированном Госсовете после 1906 — присутствующий член, с 1907 по 1916 — председатель 2-го департамента.

В июле 1915 года назначен председателем «Верховной комиссии для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения». Постановлением этой комиссии в 1916 году было возбуждено уголовное преследование против В. А. Сухомлинова.

За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества, и он был избран почетным членом Московского политехнического общества.

Ссылки

  • Профиль Николая Павловича Петрова на официальном сайте РАН
  • Заслуги изобретателей, инженеров и ученых в создании вагонных конструкций и науки о вагонах
  • Петров, Николай Павлович (учёный) на сайте Русская армия в Великой войне


Петров, Николай Павлович (учёный).