Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Тайдула
Капков Я.Ф. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу

Тайдула (? — 1360) — жена хана Золотой Орды Узбека, мать его сыновей Тинибека и Джанибека, а также дочери, бывшей замужем за Харунбеком, сыном правителя Хорезма Кутлуг-Тимура.

Тайдула стала старшей женой Узбека после смерти его жены Баялун в 1323 году, по сообщению Симеоновской летописи. По Р. Ю. Почекаеву Баялун сбежала от хана в Константинополь к своему отцу имератору Андронику II. По словам Ибн-Баттуты предпочтение, которое оказывал ей Узбек было связано с физиологической особенностью «Султан любит ее за одну свойственную ей особенность, которая (состоит) в том, что каждую ночь он находит ее как бы девственницей».

Старший сын и наследник Узбека Тимур умер ещё при жизни отца в 1330 году. Дети Тайдулы конкурировали за право наследования. Старший сын Тайдулы Тинибек пользовался благосклонностью отца, ему поручались ответственные посты, одним из которых было наместничество в Хорезме. Однако, на этом посту он чем-то не угодил отцу и с 1339—1340 года монеты Золотой Орды чеканились с указанием имен Узбека и Джанибека, а в дипломатических письмах в приветствиях упоминались Узбек, Тайдула и Джанибек.

Когда в 1341 умер хан Узбек власть в столице оказалась в руках Джанибека и Тайдулы, которая целиком поддерживала младшего сына. Несмотря на это верхушка Орды не пошла на нарушение законов и провозгласила ханом Тинибека, который был в Хорезме. Несмотря на это ещё до прибытия Тинибека в Сарай Джанибек и Тайдула смогли убить потенциального конкурента Хызрбека, сына Узбека от другой жены. Убийство Хызрбека вызвало у Тинибека желание наказать Джанибека, но тот с помощью матери собрал достаточное количество сторонников в результате междоусобной борьбы он погиб при неясных обстоятельствах и с 1342 года ханом стал Джанибек. Тайдула при этом получила в качестве подарков от младшего сына существенные источники доходов, в частности ей была передана Тула, которой управляли её баскаки, и часть торговых сборов в Азове.

Джанибек и его мать вели сложную политику в отношении русского духовенства. Джанибек вопреки монгольским обычаям обложил церковь некоторыми налогами. Вероятно, в качестве компенсации Тайдула в 1347 г. выдала Сарайскому епископу Иоанну грамоту, в которой подтверждалась независимость церковного суда от княжеского. Возвращающийся после завоевания Азербайджана хан Джанибек серьёзно заболел. Современные исследователи считают, что Тайдула вызвала для его лечения митрополита Алексия, который славился искусством лечения, но не смог излечить хана. Тайдула при этом использовала как предлог для вызова свою болезнь, так как не могла допустить разглашения сведений о болезни хана. В русских источниках на основании её послания, сообщается, что Алексий ездил для лечения глазной болезни ханши и вылечил её. В память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы митрополит Алексий в 1365 году основал в Московском Кремле Чудов монастырь[1].

После смерти Джанибека к власти пришёл его сын и соответственно внук Тайдулы — Бердибек, при нём, как и при отце Тайдула участвовала в управлении державой. Известно, что он разбирала судебный иск между золоордынскими купцами и венецианцами, которые ограбили и захватили в плен этих купцов.

Бердибек был свергнут и убит в результате переворота совершённого Кульпой (Кульной). Тайдула вступила с ним в борьбу за власть. Р. Ю. Почекаев сообщает, что в поисках достойной кандидатуры хана она сначала рассматривала кандидатуру шибанида Хызра, но затем склонилась к тангуту Наурузу. В 1360 г. она пошла на активные действия, чтобы вернуть себе былую власть. Кульпа был свергнут и убит вместе с сыновьями. Тайдула вступила в брак с Наурусом, чтобы подкрепить права своего ставленника на престол Золотой Орды. Однако их совместное правление продолжалось недолго. Хызр смог найти поддержку среди столичной знати. В том же 1360 г. он напал на столицу, используя помощь своих сторонников в городе. В результате переворота Науруз и Тайдула были убиты.

От неё сохранились в русском переводе три ярлыка: проезжая грамота Сарайскому епископу Иоанну, жалованная грамота митрополиту Феогносту и проезжая грамота митрополиту Алексию.

Примечания

  1. Чудов монастырь.

Литература

  • Кривцов Д. Ю. Дар Ханши Тайдулы митрополиту Алексею: реальность или легенда? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 3 (21)
  • Р. Ю. Почекаев. «Цари ордынские» — Санкт-Петербург. Евразия. 2010
  • Григорьев, А. П. Золотоордынские ханы 60—70-х годов XIV в.: хронология правлений
  • Золотая Орда и её падение. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1950.
  • Григорьев А. П., Григорьев В. П. Платежная ведомость Тайдулы (1359 г.) // Вестн. С.-Петербург, ун-та. 1997. Сер. 2. Вып. 3. С. 18-27


Тайдула.