Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Филарет (Вознесенский)
Митрополит Филарет
3-й Первоиерарх РПЦЗ
27 мая 1964 — 21 ноября 1985
Церковь: Русская православная церковь за рубежом
Предшественник: Анастасий (Грибановский)
Преемник: Виталий (Устинов)
Епископ Брисбенский,
викарий Сиднейской епархии
26 мая 1963 — 27 мая 1964
Предшественник: Афанасий (Мартос)
Преемник: Константин (Ессенский)
 
Имя при рождении: Георгий Николаевич Вознесенский
Рождение: 22 марта (4 апреля) 1903(1903-04-04)
Курск
Смерть: 21 ноября 1985(1985-11-21) (82 года)
Нью-Йорк
Принятие монашества: 1931
Епископская хиротония: 26 мая 1963

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск — 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) — епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.

Содержание

Биография

Родился 22 марта 1903 года в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец Николай Фёдорович, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом.

Семья Вознесенских в 1909 году переехала в Благовещенск-на-Амуре, где Георгий в 1920 году окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с семьёй в Харбин, поступил в Русско-Китайский Политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 году.

В 1930 году рукоположён в сан диакона. В 1931 году он окончил Пастырско-богословские курсы при Институте св. князя Владимира. В 1931 году был пострижен в монашество с именем Филарет. В том же году рукоположён в иеромонаха. В 1933 году возведён в сан игумена, а в 1937 году — во архимандрита.

После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Русской православной церкви, но архимандрит Филарет решительно отказался принять советский паспорт. Отец архимандрита Филарета в 1946 году вернулся в СССР, где вскоре скончался.

Архиерейский Синод Зарубежной Церкви долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу. Только к 1962 году Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он вскоре переехал в Брисбен.

29 марта 1962 года на заседани Синода РПЦЗ слушали письмо архимандрита Филарета (Вознесенского) на имя председателя Синода о его прибытии в Гонконг и раскаянии в том, что он с 1945 года состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписанное им покаянное заявление по форме установленной Собором Епископов[1].

В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении его епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой (Раевским), и 26 мая 1963 года архимандрит Филарет был рукоположён во епископа Брисбенского, викария Сиднейской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Савва (Раевский) и епископ Антоний (Медведев).

14 (27) мая 1964 года, будучи викарием и самым младшим по хиротонии из иерархов РПЦЗ[2], был избран Собором епископов РПЦЗ и настолован в тот же день первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

В его первосвятительство, в сентябре 1974 года, был проведён третий Всезарубежный Собор[3]; прославлен ряд святых, в частности Иоанн Кронштадтский (1964) и новомученики и исповедники Российские (1981).

Скончался 21 ноября 1985 года.

В 1998 году останки почившего первоиерарха были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу собора Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными.[4]

Взгляды

Крайне отрицательно относился к экуменизму. При нём в РПЦЗ в 1983 году экуменизм был осуждён как ересь.

Критически относился к Русской православной церкви

Что такое «советская церковь»? О. Архим. Константин много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление «советской церкви», которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря. Эта лже-церковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять её может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть. И произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: «под свою анафему падоша!» Ибо в 1918 году Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис….Признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати[5].

Оценки и почитание

Серафим (Роуз) так отозвался о митрополите Филарете:

Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остается посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины… Великая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намека на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мирян вполне осознали серьёзность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые».

20 мая 2001 года канонизирован неканонической «Святой Православной Церковью Северной Америки» («Бостонский Синод»)[6].

30 апреля 2003 года канонизирован неканонической Российской Православной Автономной Церковью; память 8 ноября по юлианскому календарю.[7]

20 ноября 2008 года канонизирован на «V Всезарубежном Соборе» неканонической Русской Православной Церкви Заграницей под омофором митрополита Агафангела (Пашковского).

23 октября 2009 года канонизирован неканонической Русской Зарубежной Церковью под омофором митрополита Виталия (Устинова).

Примечания

  1. Летопись Церковной Истории (1961-1971гг)
  2. Русская Православная Церковь Заграницей: 1918—1968 / Под редакцией Гр. А. А. Соллогуб. — Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, Т. I, стб. 320.
  3. ПОСЛАНИЕ ТРЕТЬЕГО ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ ПРАВОСЛАВНОМУ РУССКОМУ НАРОДУ НА РОДИНЕ
  4. Митрополит Филарет (Вознесенский): «Православие истину не ищет, оно ею обладает»
  5. http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-126.htm Письмо о. Виктору Потапову о церкви в России]
  6. «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции)
  7. Филарет (Вознесенский)

Ссылки

  • Митрополит Филарет (Вознесенский): «Православие истину не ищет, оно ею обладает»
  • Слова и иные материалы
  • Проповеди
  • Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964-1985). Составление и комментарии монахини Кассии (Т. А. Сениной) (СПб., 2007) (Scriptorium: История Церкви, 1). 608 c., 62 илл.

Филарет (Вознесенский).