Selinata.ru

Коррозионный блог selinata.ru

Шафаревич, Игорь Ростиславович
Игорь Ростиславович Шафаревич
Дата рождения:

3 июня 1923(1923-06-03) (89 лет)

Место рождения:

Житомир

Страна:

 СССР
 Россия

Научная сфера:

математика

Место работы:

МИАН, МГУ

Альма-матер:

МГУ

Научный руководитель:

Б. Н. Делоне

Известные ученики:

Е. С. Голод, А. И. Кострикин, Ю. И. Манин, А. Н. Паршин, А. Н. Тюрин

Известен как:

математик, мыслитель, диссидент

Награды и премии


Сайт:

http://www.mi.ras.ru/~shafarev/

И́горь Ростисла́вович Шафаре́вич (род. 3 июня 1923, Житомир) — советский, российский математик, философ, публицист и общественный деятель, академик РАН, доктор физико-математических наук[1].

Содержание

Биография

Родился 3 июня 1923 года в Житомире. Отец окончил МГУ, работал преподавателем теоретической механики; мать — филолог по образованию, большую часть времени не работала. Благодаря родителям (а также чтению сохранившихся ещё от деда книг) приобрёл любовь к русской литературе, сказкам, былинам, немного позже — к истории.[2] Следующим увлечением была математика. Учась в школе, сдавал экстерном экзамены на механико-математическом факультете МГУ. После окончания школы был принят на последний курс этого факультета и окончил его в 1940 году (в 17 лет).

Научный руководитель И. Р. Шафаревича — член-корреспондент АН СССР «Труды по теории чисел». Другой областью, привлекшей в то время внимание И. Р. Шафаревича, стала теория Галуа. Это определило область его научных интересов на многие годы.[3]

Первым крупным достижением стало решение обратной задачи теории Галуа для конечных p-групп, эта работа была удостоена премии Московского математического общества.

За цикл работ по решению обратной задачи теории Галуа над полями алгебраических чисел (открытие общего закона взаимности и решение обратной задачи Галуа для разрешимых групп) получил Ленинскую премию (1959 г.).[4]

Защитил кандидатскую диссертацию в 1942 году (в 19 лет), докторскую — в 1946 году (в 23 года).

По окончании МГУ работает в Математическом институте им. В. А. Стеклова (МИАН), с 1960 года — заведующий отделом алгебры. С 1943 по 1974 год преподавал на механико-математическом факультете МГУ. В 1975 году был отстранён от преподавания в МГУ, и с тех пор работает только в отделе алгебры МИАН, в 1960—1995 годах — в должности заведующего отделом, с 1995 года — в должности главного научного сотрудника (советника РАН)[5].

С 1944 г., уже после окончания аспирантуры, И. Р. Шафаревич становится преподавателем МГУ, а с 1946 г., после защиты докторской диссертации, сотрудником Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР. Однако активная преподавательская деятельность в МГУ, уже в качестве профессора, не прерывалась вплоть до 1975 г., когда она была прекращена в связи с его общественной деятельностью. Шафаревич был вынужден перенести свой семинар в Стекловку, где он действует и поныне, неизменно привлекая большое число участников[6].

Под его руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций. Имеет много известных учеников, среди которых сайте МИАН).

20 июня 1958 года (в возрасте 35 лет) избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. Лауреат Ленинской премии (1959). 7 декабря 1991 года избран академиком РАН по Секции математики, механики, информатики (математика). Иностранный член Национальной академии деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Член Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США. Почетный доктор университета Париж XI (Орсэ)[7].

В 1955 году подписал «письмо в защиту открытое письмо в защиту «Арест Солженицына» и «Изгнание Солженицына».

Математические труды

Основные труды Шафаревича посвящены алгебре, теории чисел и алгебраической геометрии.

В теории алгебраических чисел нашёл самый общий закон взаимности степенных вычетов в полях алгебраических чисел, что явилось в известной мере завершающим этапом 150-летней истории арифметических законов взаимности, восходящей к Л. Эйлеру и К. Гауссу. Шафаревич внёс фундаментальный вклад в развитие теории Галуа. В 1954 году он дал решение обратной задачи теории Галуа для разрешимых групп, то есть доказал, что в том случае, когда основное поле является полем алгебраических чисел конечной степени, существует алгебраическое расширение этого поля с наперёд заданной разрешимой группой Галуа (за эту свою работу он был в 1959 году награждён Ленинской премией). И. Р. Шафаревич, Д. К. Фаддеев и их ученики получили в 1970—1980-х годах важные результаты, относящиеся к теории групп, теории целочисленных представлений групп и теории Галуа. В частности, совместно со своим учеником Е. С. Голодом в 1964 году Шафаревич дал отрицательное решение[8] общей (не ограниченной) проблемы Бернсайда, а именно — доказал существование бесконечных периодических групп с конечным числом образующих.

Список математических трудов И. Р. Шафаревича (по 2007 год включительно) доступен на сайте МИАН.

Публицистика и общественная деятельность

Шафаревич известен не только как признанный учёный-математик, но и как публицист, общественный деятель и автор историко-философских публикаций. Основные работы:

  • Социализм как явление мировой истории, 1974 год
  • Русофобия, 1982 год
  • Две дороги — к одному обрыву, 1989 год
  • Русофобия: десять лет спустя
  • Россия и мировая катастрофа
  • Духовные основы российского кризиса XX века, 2001 год
  • Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России), 2002 год
  • Будущее России, 2005 год
  • Русский народ в битве цивилизаций // «Институт русской цивилизации», 2011 год

С конца 1960-х годов принимает участие в общественной деятельности: пишет заявления и проводит пресс-конференции в защиту Русской православной церкви (РПЦ), против использования психиатрии как средства политических репрессий (совместно с А. Д. Сахаровым) и в защиту жертв гонений по политическим мотивам[9][10][11][12]. Член «Комитета прав человека», много внимания уделял защите свободы религии и прав верующих в СССР. По воспоминаниям другого члена этого комитета, А. Д. Сахарова,

…До 1971 года я очень мало знал об этих проблемах. Они заняли определённое место в работе Комитета, в особенности благодаря Шафаревичу, написавшему большой и хорошо аргументированный доклад о юридическом положении религии в СССР[13].

В «Из-под глыб» — сборника статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени. В этом сборнике ему принадлежат три статьи: «Социализм», «Обособление или сближение?» и «Есть ли у России будущее?». Первая статья представляет собой резюме изданной позже книги «Социализм как явление мировой истории», где автор обрисовал

…сложность проблемы, с которой столкнулось человечество: ему противостоит мощная сила, грозящая его существованию и парализующая одновременно его самое надежное орудие — разум[14].

После издания сборника дал пресс-конференцию иностранным корреспондентам в Москве. В 1975 году был уволен из МГУ, с тех пор не преподаёт.

В 1977 году во Франции вышла его книга «Социализм как явление мировой истории», сжатое изложение основных идей которой содержалось в сборнике «Из-под глыб».

В 1982 году опубликовал за рубежом и в самиздате эссе «Русофобия»[15]. В этой работе Шафаревич использовал идеи французского националистического историка начала XX века Огюстена Кошена, который разработал идею о «малом народе» — антинациональной элите, навязавшей «большому народу» свои идеи и теории и таким образом явившейся подлинной причиной и движущей силой французской революции[16]. По Шафаревичу, российское воплощение феномена «малого народа» сыграло большую роль в революции в России. При этом «малый народ» не является, по Шафаревичу, каким-либо национальным течением (в нём присутствуют представители разных наций), но он содержит влиятельное ядро, связанное с евреями[17][18]. Работа «Русофобия» содержит также поддержку версии, согласно которой расстрел царской семьи является «ритуальным убийством».

Опубликование эссе привело к превращению Шафаревича в персону non grata среди части демократической интеллигенции[16]. По словам А. Толпыго, «К ужасу всей московской математической общественности, Шафаревич оказался среди „патриотов“ наихудшего, антисемитского пошиба. Да, конечно, кое-какие мысли этого жанра проскальзывали ещё в „Из-под глыб“ — но никто не ждал „Русофобии“»[19].[неавторитетный источник?] По мнению некоторых исследователей, ценность изучения Игорем Шафаревичем русофобии в том, что он хоть и не дал определения термина[20], но способствовал его популяризации[21][22].

С конца 1980-х годов Шафаревич открыто печатает в СССР, а затем в России, свои публикации консервативной направленности.

После напечатания «Русофобии» в СССР в 1989 году в журнале «Наш современник» в «Книжном обозрении» (1989, № 38) появилось письмо протеста против взглядов Шафаревича за 31 подписью, включая Юрия Афанасьева, Дмитрия Лихачёва, Андрея Сахарова[23]. 16 июля 1992 года Национальная академия наук США обратилась к И. Р. Шафаревичу с просьбой покинуть её ряды, так как процедуры исключения из академии не существует; подобной просьбы прежде не возникало за всю 129-летную историю этой академии[24]. Совет Американского математического общества также выпустил специальное заявление, в котором выразил своё «осуждение антисемитских работ И. Р. Шафаревича»[25].

В 1989 году Шафаревич опубликовал в журнале «Новый мир» (№ 7) статью «Две дороги — к одному обрыву», направленную и против коммунизма, и против западной демократии. В заключении статьи автор пишет:

В заключение ещё один беглый взгляд из более отдалённой перспективы на современный кризис. Он бесконечно обострился, приобрёл взрывной характер в последние десятилетия, но корни его очень древние — это итог развития, длящегося десятки тысячелетий… Вряд ли у нас сейчас есть хоть какие-то основания предугадать, как человечество выйдет из кризиса. Но, возможно, по крайней мере, освободиться от мёртвых схем, которые не дадут этот выход увидеть. Одной из таких схем и представляется мне противопоставление командной системы западному пути как двух диаметрально противоположных выходов, из которых только и возможен выбор.

21 декабря 1991 года участвовал в 1-м съезде Российского общенародного союза (РОС) Сергея Бабурина. 9 февраля 1992 года был избран членом Центральной Думы Российского Народного собрания. В октябре 1992 года входил в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС).

В 1993 году был в списке кандидатов в депутаты Государственной Думы от Конституционно-демократической партии — Партии народной свободы (КДП-ПНС) М. Астафьева (список не собрал нужного количества подписей). В 1994 году вошёл во Всероссийский национальный правый центр (ВНПЦ) М. Астафьева — Н. Нарочницкой.

Член редколлегии журнала «Наш современник», в 1991—1992 годах входил в редколлегию газеты «День» Александра Проханова (после запрещения в 1993 году она стала издаваться как газета «Завтра»).

Работа И. Р. Шафаревича «Русский вопрос» включена издательствами «Алгоритм» и «Эксмо» в книжную серию «Классика русской мысли».

Критика

Шафаревича обвиняют в антисемитизме, шовинизме[26], крайнем произволе в обращении с фактами в своих публицистических работах. Так, Семён Резник указывает на следующие приёмы, примененные Шафаревичем для обоснования утверждения, что убийство Николая II было якобы еврейским ритуальным актом: один из убийц царя, Белобородов (русский, из уральских рабочих), получает у него еврейскую фамилию «Вайсборд», да кстати и отчество «Григорьевич» вместо «Георгиевич»; еврей Юровский объявляется непосредственным убийцей Николая, хотя за эту «честь» с ним конкурировали два его сотоварища — оба русские; без ссылки на источник воспроизводится ложное утверждение о «надписях на идиш», якобы найденных на стене подвала, и т. д. В результате, по словам Резника, Игорь Шафаревич освободил миф (кровавого навета) от средневековых нелепостей. Если расстрел царя был ритуальным актом, то любое убийство или только предполагаемое убийство, к которому причастны или только могли бы быть причастны какие-нибудь евреи, или масоны, или просто интеллигенты, подпадающие под понятие «малый народ», — может быть объявлено еврейским ритуальным убийством.[27]

Работы

Собрания сочинений

  • Collected mathematical papers. (Ed. M. Artin, J. Tate.) — Berlin: Springer-Verlag, 1988. (784 p.)
  • Собрание сочинений: В 3 т.[28] — М.: «Феникс», 1994 + М.: АОЗТ «Прима В», 1996.

Математические труды

  • О решении уравнений высших степеней (метод Штурма). — М.: Гостехиздат, 1954, 24 с. Нем. пер.: VEB Deutscher Verlag der Wiss., Berlin, 1956.
  • О башне полей классов. — М.: 1964, 16 с. (совместно с Е. С. Голодом).
  • Теория чисел. — М.: Наука, 1964 (совместно с З. И. Боревичем). Нем. пер.: Basel; Stuttgart: Birkhäuser Verlag, 1966. Англ.: New York; London: Acad. Press, 1966. Фр.: Paris: Gauthier-Villars, 1967. Япон.: Tokyo: Joshioka Shoten, 1971.
  • Lectures on minimal models and birational transformations of two-dimensional schemes. — Bombay: Tata Inst. Fund. Res., 1966.
  • Алгебраическая геометрия. — М.: Изд-во МГУ, 1968.
  • Дзета-функция. — М.: Изд-во МГУ, 1969.
  • Основы алгебраической геометрии. — М.: Наука, 1971. Нем. пер.: Berlin: Dtsch. Verl. Wiss., 1972. Англ.: Grundlehren Math. Wiss. Bd. 213. Berlin; Heidelberg; New York, 1974. Румын.: Bucharesti: Stiint. encicl., 1976.
  • Теория чисел. — 2-е изд. — М.: Наука, 1972 (совместно с З. И. Боревичем).
  • Геометрии и группы. — М.: Наука, 1983 (совместно с В. В. Никулиным). Англ. пер.: Berlin; Heidelberg; New York: Springer-Verlag, 1987. Япон.: Tokyo: Springer-Verlag, 1993.
  • Теория чисел. — 3-е изд. — М.: Наука, 1985 (совместно с З. И. Боревичем).
  • Основные понятия алгебры. — М.: ВИНИТИ, 1986. Соврем. пробл. мат. Фундаментальные направления. Т. 11. Алгебра-1. Англ. пер.: Algebra I. Basic notions of algebra. Encyclopaedia of Mathematical Sciences, 11, 1990.
  • Основы алгебраической геометрии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1988. Англ. пер.: Basic algebraic geometry, Springer-Verlag, Berlin, 1994.
  • Основные понятия алгебры. — 2-е изд., испр. и доп. — М., Ижевск: РХД, 2001. ISBN 5-89806-022-7, ISBN 5-93972-097-8
  • Discourses on algebra. Universitext. — Berlin: Springer, 2002.
  • Избранные главы алгебры: Учеб. пособие для школьников. — М.: Журн. «Математическое образование», 2000. (377 с.)
  • Основы алгебраической геометрии. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МЦНМО, 2007, 589 с. ISBN 978-5-94057-085-1
  • Линейная алгебра и геометрия. — М.: Физматлит, 2009, 511 с. (совместно с А. О. Ремизовым). ISBN 978-5-9221-1139-3.

Нематематические публикации

  • Социализм как явление мировой истории. — Париж: YMCA-Press, 1977. ISBN 5-699-04186-9
  • Есть ли у России будущее? — М.: Советский писатель, 1991. 558 страниц. ISBN 5-265-01844-1
  • Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. — М.: «Русская идея», 2000, 400 с. ISBN 5-89097-032-1.
  • Духовные основы российского кризиса XX века. — М.: Издание Сретенского монастыря, 2001.
  • Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства и перспективы современной России. — СПб.: Библиополис. 2002. ISBN 5-94542-023-9
  • Трёхтысячелетняя загадка: Тайная история еврейства. М.: Алгоритм, 2011. 432 с., Серия «Тайная история человечества», 3 000 экз., ISBN 978-5-4320-0056-9
  • Две дороги — к одному обрыву. — М.: Айрис-Пресс, 2003, 448 с. ISBN 5-8112-0273-3.
  • Записки русского экстремиста. Алгоритм, Эксмо, 2004, 320 с. ISBN 5-699-06296-3.
  • Русофобия. — М.: Эксмо, 2005, 352 с. ISBN 5-699-12332-6.
    • переиздание М.Алгоритм, 2011. 272 с., Серия «Национальный бестселлер», 2 000 экз., ISBN 978-5-4320-0048-4
  • Зачем России Запад? — М.: Эксмо, 2005, 352 с. ISBN 5-699-12786-0.
  • Русский вопрос. — М.: Эксмо, 2009, 992 с. ISBN 978-5-699-31878-0.
  • Мы и они. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010, 480 с. ISBN 978-5-699-39479-1.
  • Русский народ в битве цивилизаций. — М.: Институт русской цивилизации, 2011, 934 с. ISBN 978-5-902725-62-6.

Примечания

  1. Игорю Ростиславовичу Шафаревичу — 80 лет! — «Русское Воскресение»
  2. Заветный список. Шафаревич Игорь Ростиславович
  3. Выступление И. Р. Шафаревича на заседании, посвященном 75-летию МИАН, 5 июня 2009 г.
  4. Игорь Ростиславович Шафаревич (к шестидесятиле­тию со дня рождения)
  5. Отдел алгебры (сайт МИАН)
  6. Математическая биография (сайт МИАН)
  7. Страница на сайте МИАН
  8. О башне полей классов // Изв. АН СССР. Сер. матем. — 1964. — Т. 28, выпуск 2. — С. 261—272.
  9. Открытое письмо
  10. Обращение (к Всемирному комитету защиты Л. И. Плюща)
  11. Заявление в защиту преследуемых священников
  12. Не будем молчать
  13. А. Д. Сахаров. Воспоминания, часть 2, глава 7.
  14. И. Шафаревич. Социализм. — В сб. «Из-под глыб»
  15. И. Р. Шафаревич. Сочинения в трёх томах. Т. 2. — М.: Феникс, 1994. — С. 145.
  16. ↑ Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. — СПб.: Сеанс, 2004. — Т. V.
  17. Почему случилось так, что именно выходцы из еврейской среды оказались ядром того «Малого народа», которому выпала роковая роль в кризисную эпоху нашей истории? Мы не будем пытаться вскрыть глубинный смысл этого явления. Вероятно, основы — религиозные, связанные с верой в «Избранный народ» и в предназначенную ему власть над миром. Какой другой народ воспитывался из поколения в поколение на таких заветах?
  18. По-видимому, в жизни «Малого народа», обитающего сейчас в нашей стране, еврейское влияние играет исключительно большую роль: судя по тому, насколько вся литература «Малого народа» пропитана точками зрения еврейского национализма, естественно думать, что именно из националистически настроенных евреев состоит то центральное ядро, вокруг которого кристаллизуется этот слой. Их роль можно сравнить с ролью фермента, ускоряющего и направляющего процесс формирования «Малого народа». Однако сама категория «Малого народа» шире: он существовал бы и без этого влияния, хотя активность его и роль в жизни страны была бы, вероятно, гораздо меньше.
  19. Игорь Шафаревич и проблемы дуалистического сознания // Панорама : газета. — 1992, апрель. — № 1 (31).
  20. «Как школьнику драться с отборной шпаной?» polit.ru от 13 сентября 2010, Никита Соколов: «Политбюро, разумеется, ничего о „русофобии“ не знало и даже Игорь Шафаревич, написав 1982-м на сей счет целый трактат, не сообщил хлесткому словцу терминологической определенности».
  21. «Курс „Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации“ „Московская Хельсинкская группа“, 2006: »«Русофобия». Этот термин актуализировал в XX в. математик Игорь Шафаревич, таким образом озаглавивший свой труд".
  22. «Старшая дочь короля Лира» «Новый Мир» 2003, № 10, Алла Латынина: «Я не отношусь и к числу тех, кто готов уверять, что русофобия — выдумка Шафаревича. Он не только ввел термин в актуальный оборот, но и подметил явление, хотя его трактовка происхождения этого явления сама по себе исчезновению русофобии, к сожалению, не способствует».
  23. Игорь Шафаревич: отец фобии
  24. Alleging Bias, Science Group Urges Russian to Quit — Biography — NYTimes.com
  25. Глава 6.3 (стр. 16—17): The Council of the American Mathematical Society expresses its condemnation of the anti-semitic writings of I. R. Shafarevich[…]
  26. Шовинизм Шафаревича и Ко | Альтернативы
  27. Семён Резник. Кровавый навет в России
  28. Первые два тома содержат нематематические работы, третий том (в двух книгах) — математические работы автора.

Ссылки

  • Игорь Шафаревич в Лентапедии
  • Страница на сайте МИАН
  • Собрание нематематических трудов И. Р. Шафаревича
  • Игорь Ростиславович Шафаревич (к шестидесятиле­тию со дня рождения)
  • Berglund, Krista. The Vexing Case of Igor Shafarevich, a Russian Political Thinker, изд. Springer Basel, 2012 (англ.)

Статьи и интервью

  • Сборник статей «Из-под глыб», изд. YMCA-Press, Paris, 1974.
  • «Математическое мышление и природа» (1993)
  • «Духовные основы российского кризиса ХХ века» (лекция, 2001)
  • «Один народ, одна страна, и один Бог, и одна церковь» (интервью)
  • «Будущее России» (2005)
  • Интервью в сборнике «Мехматяне вспоминают» (июнь 2008)
  • Статьи и интервью последнего времени

Видео

  • Выступление И. Р. Шафаревича на заседании, посвященном 75-летию МИАН (5 июня 2009)
  • Интервью с И. Р. Шафаревичем на сайте Института Русской Цивилизации

Шафаревич, Игорь Ростиславович.